Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Школа заставляет государство вносить поправки в закон

Альтернативное образование в борьбе за свои права

Домашнее подполье

Домашнее обучение не новая идея. Люди веками учились дома. Младшие набирались ума у старших.
В 1850 году в США было введено обязательное обучение. Главным образом из-за требований промышленного производства. Отныне все дети определенного возраста обязаны были посещать государственные школы. А частные – получать у государства разрешение на свою деятельность в установленном порядке.
Домашнее обучение, однако, не исчезло и после введения закона. Правда, для очень ограниченного контингента детей, от которых школа отказалась по причине абсолютного несоответствия средним показателям. Например, Томас Эдисон, впоследствии известный изобретатель электрической лампочки, сначала ходил в школу. Но его учитель считал (и сообщил об этом матери), что мальчик – слабоумный и не способен к учебе. Матери пришлось обучать сына дома. Она была уверена, что у нее получится. И получилось!
В 70-е годы ХХ века в США появилось много родителей, желавших самостоятельно выбирать условия образования для своих детей, даже если они здоровы. Тем более если они здоровы и умны! Началось возрождение домашнего образования. Родители не замыкались в рамках одной семьи, не брали на себя смелость преподавать все предметы. Напротив, домашние школы часто объединяли детей из нескольких семей и приглашали профессиональных педагогов. Главное – следовать за естественным развитием ребенка, не навязывая ему чуждых норм, не коверкая его личность в угоду стандарту.
Не имея официальных разрешений, правдами и неправдами, родители учили детей дома, обменивались опытом, помогали друг другу. В 1979 году родилась достаточно серьезная и продуманная программа домашнего образования.
В 80-е годы движение окрепло благодаря работам и поддержке Джона Холта, имя которого стало символом домашнего обучения.

Жить по закону

Во многих американских штатах шла настоящая битва за легализацию домашнего обучения, за то, чтобы родители имели законное право влиять на образовательную стратегию своего ребенка.
К примеру, в Колорадо долгие годы получить разрешение на домашнее обучение было почти невозможно. Только по религиозным мотивам можно было не посещать обычную школу. В 1983 году новаторам повезло. «Домашним учеником» оказался сын одного из парламентариев. Заботливый отец помог несколько изменить закон о посещаемости. Домашние «школьники» должны были записаться в частную школу, но не обязаны были ходить туда каждый день.
Тогда же родители и педагоги создали общественную организацию Консультативный комитет по домашнему обучению, чтобы защищать в парламенте и органах местной власти интересы ребенка, семьи. Комитет пять лет вместе с департаментом образования работал над тем, как устранить неудобства и проблемы. Новый закон приняли в 1988 году. Формальная опека частных школ теперь не требуется. Семья может самостоятельно решить, где будут учиться дети: дома, в частной, или в государственной школе. Сегодняшний закон не лучший и не худший из возможных. Работа продолжается. Особенно в области финансирования альтернативных школ, которое не должно целиком ложиться на плечи родителей.
В Мичигане руководитель домашней школы подал в суд на департамент образования штата за преследование своей школы, необоснованные, по его мнению, предписания инспекторских проверок, отчетность, более подробную, чем в соседних учебных заведениях. Он проиграл несколько процессов на разных уровнях, дошел в конце концов до Верховного суда Мичигана, который признал правоту истца. Борьба длилась 8 лет, с 1985 по 1993 год. Зато теперь домашние школы в штате признаны столь же правомочной формой образования, как и любая частная школа. С них не требуют никаких дополнительных документов, условий и т.п.
Сегодня существуют довольно влиятельная Национальная ассоциация домашнего образования, множество других общественных организаций, созданных по инициативе родителей, чтобы защищать свои права, обмениваться информацией, влиять на законы и общественное мнение. Они издают книги, журналы, дают юридические и методические консультации.

Общественное признание

Военные долго не знали, что делать с феноменом домашнего обучения. В традиционной системе детей учат наряду с учебными предметами выполнять приказы и подчиняться правилам. Смогут ли свободные школьники служить в армии? Была проведена специальная проверка, и домашние выпускники получили право (это в Америке – право!) служить в армии. Кроме того, совершенно неожиданно увеличилось количество домашних учеников из семей военных. Видимо, офицеры оценили преимущества методики, развивающей инициативу, решительность и в то же время терпение. Министерство обороны учредило специальные категории для военных домашних школ и распорядилось всячески поддерживать выбор семьи в пользу домашнего образования. Вероятно, надеется на качественное пополнение командного состава.
Сейчас в США домашнее обучение законодательно оформлено во всех пятидесяти штатах. В стране около двух миллионов домашних школьников. Государственные школы начинают сотрудничать с ними и предлагают для желающих программы домашнего обучения с участием своих педагогов, с правом использования материальной базы (спортзал, библиотека, лаборатория, наконец, просто большой класс для совместной работы).

От Японии до Швеции

В 80-е годы домашнее образование распространилось и в других странах. В 1981 году в США приехал японский репортер Ясуши Онума. Он посетил несколько американских школ, написал ряд статей об альтернативном обучении, помог организовать для японских учителей семинары с американскими специалистами. И в Японии появились домашние школы. Как и в Америке, поначалу их учениками стали так называемые отказники – те, кто по различным причинам не может учиться в обычной школе. А их в Стране восходящего солнца довольно много. Однако сегодня выпускников подобных негосударственных школ принимают в Университет Токио. Значит, движение окрепло, доказало свою жизнеспособность.
Появились последователи в 45 странах мира. Не везде им легко живется. Самое тяжелое положение в Германии. Там домашнее обучение не разрешено. Отдельные попытки предпринимают семьи военных и предпринимателей из других стран.
Работает несколько отделений в Испании. Это новая идея для страны, поэтому приходится сражаться за свои права. В Испании образование контролирует местная власть. Местную власть контролируют чиновники из провинции, а тех, в свою очередь, – федеральные органы. Все три инстанции пытались закрыть домашнюю школу в Алмериа. После судебных разбирательств, поддержки прессы, общественного мнения было разрешено домашнее обучение в данной провинции. Это стало примером для остальных.
Швеция тоже осваивает домашнее обучение. Там сейчас девять подобных школ. Есть трения с властями, основная претензия – уровень социализации, к чему в Скандинавии относятся очень серьезно. На днях состоится акция в поддержку одной шведской домашней школы, которую пытаются закрыть. Коллеги из разных стран отправят по Интернету письма государственным деятелям Швеции в защиту свободного демократического образования.
Можно сказать, что домашнее обучение – своеобразный катализатор изменений в образовании. Мы видим, как оно стремительно развивается и объединяет весь мир.

Оливия ЛОРИЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru