Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

АРТ-КЛАСС 
 

В нашем “Арт-классе” смогут встретиться те, кто занимается театром в условиях обычной школы. Собрать и проанализировать имеющийся опыт, обсудить влияние театра на успехи детей в обучении и развитии. Мы надеемся услышать мнение специалистов – режиссеров, педагогов, психологов. Сегодня просто необходимо начать разговор о месте в школьной структуре людей, создающих игровое пространство, привлечь внимание к этой проблеме. Мы ждем вашей поддержки, откликов. Пишите, высказывайтесь, делитесь.

Вадим ЗЛОТНИКОВ

Первый выход на школьную сцену

Нам предстоит доказать, что театр не дополнение, а важнейшая часть образовательного пространства

Слава Богу, уже никому не надо доказывать, что не информацией единой жив ученик. Развивая рационально-логические способы познания мира, “необходимо как-то подтянуть и эмоционально-образную сферу”. Вот так прямо и сказал мне директор одной замечательной московской школы, предложив создать на своей территории театральную студию. По моему убеждению, директор совершенно справедливо выбрал театр – искусство синтетическое, включающее в работу всех муз.
Однако музы, как все женщины, капризны и своенравны. Они требуют времени, не терпят регламента школьного расписания...
– Вы знаете, – говорит завуч, – сегодня у ребят подготовка к полугодовому зачету по химии, а послезавтра Вася, Петя и Маша должны ехать на районную олимпиаду. Репетицию надо сократить. Минут 40, не больше.
Я вижу, как по лицу этой интеллигентной женщины, опытного педагога, пробегает тень тревоги. Это была ее идея – создать в школе театр. Она последовательно отстаивала ее в коллективе, добивалась включения занятий в сетку расписания, договаривалась с ребятами, прекрасно понимая, что театр школе нужен.
Но завтра зачет. А послезавтра олимпиада. Дальнейший сценарий хорошо известен. Репетиции все же начнутся. Сформируется группа энтузиастов. Если она доживет до первой премьеры, ей придется выбрать один из двух путей.
Первый – бесконечное доказательство своего права на существование в школе не в качестве приложения к какому-нибудь предмету (иностранный, литература, МХК), а в качестве самоценного, творческого (значит, и образовательного!) явления. Этот путь чреват бесконечными и неизбежными конфликтами не столько с педагогами, родителями, сколько с самой структурой общеобразовательной школы. И не потому, что школа плохая, а театр хороший. Дело в том, что взрослые слишком хорошо знают, что нужно ребенку в первую очередь. “Математику ему на экзаменах сдавать, а вот актером он вряд ли станет” – таков самый распространенный аргумент мудрых наставников. Конечно, тут есть о чем спорить. Например, станет ли ребенок непременно математиком. Впрочем, это бесполезно.
Есть и второй путь. Группа энтузиастов, сорвав первые аплодисменты, тактично дистанцируется от школы, оставаясь на ее территории. Новый театральный коллектив, конечно, вынужден будет обслуживать школьные праздники и вечера, но реально будет вести отдельную жизнь, существовать как параллельная структура. Или даже услуга, что автоматически повлечет за собой официальные или скрытые формы родительской платы. Такая театральная студия вольно или невольно начнет копировать профессиональные театры со всеми вытекающими последствиями, неблагоприятными для развития ребенка. Второй путь более прагматичный, так как быстрее реализует амбиции школьной администрации и режиссеров.
Как бы то ни было, театральное пространство, возникающее внутри общего образования, всегда оказывается противопоставлено основному учебному процессу. Отказаться от театра жалко, и школа отодвигает его в сферу дополнительную, развлекательную. При этом как-то само собой разумеется, что ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации.
Театр всегда существовал в любой системе образования. Но не любая система признает право игрового и театрального пространства быть неотъемлемой частью образования.
Может, пора уже считать театр, игру самой естественной и необходимой частью школы, а дополнительной – что-то другое.

Фото автора


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru