Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 октября 2002 г. № 24–52–143/13

О приведении нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, регламентирующих процедуру аттестации образовательных учреждений, в соответствие с действующим законодательством

Аттестация образовательных учреждений является важнейшим механизмом государственного контроля за качеством образования, осуществляемого на основе единой системы оценки деятельности государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации.
Целью и содержанием аттестации образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (Закон Российской Федерации “Об образовании” ст. 33, п. 20).
На основании п. 11 ст. 28 Закона Российской Федерации “Об образовании” Министерством образования Российской Федерации установлен порядок проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. До создания государственной аттестационной службы (ГАС) аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования России от 22.05.98 № 1327, зарегистрировано Минюстом России 14.08.98 № 1589) с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования России от 11.08.2000 № 2439 (зарегистрировано Минюстом России 16.08.2000 № 2356) (далее – Положение).
Указанным Положением предусмотрена разработка нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок работы аттестационной комиссии, определяющих сроки и продолжительность, форму и процедуру проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации и нормативы трудозатрат для определения стоимости этой работы, средние показатели для образовательных учреждений соответствующих типов, видов, категорий.
В целях приведения нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, регламентирующих процедуру аттестации образовательных учреждений, в соответствие с действующим законодательством в Минобразования России были проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие аттестацию образовательных учреждений, изданные органами, выполняющими функции ГАС в регионах.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации созданы различные модели организационных структур, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений. Наиболее распространенной формой являются специализированные структурные подразделения государственных и муниципальных органов управления образованием. В ряде регионов созданы самостоятельные аттестационно-диагностические службы.
При анализе представленных документов было выявлено, что в ряде субъектов Российской Федерации нормативные правовые документы разработаны без учета региональных особенностей (пп. 6, 7, 10(2), 23 Положения). Документы не отражают порядок работы аттестационных комиссий, сроки и продолжительность, форму и процедуру проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации и нормативы трудозатрат для определения стоимости работы по аттестации, средние показатели для образовательных учреждений соответствующих типов, видов, категорий. Типичными являются следующие нарушения:
– замена процедуры аттестации образовательного учреждения итоговой аттестацией его выпускников или фронтальной проверкой;
– установление статуса образовательного учреждения при его аттестации без государственной аккредитации;
– использование самообследования в качестве обязательной процедуры, несмотря на то, что оно исключено из Положения.
В связи с изложенным Минобразования России обращает внимание органов управления образованием субъектов Российской Федерации на необходимость принятия мер, направленных на приведение нормативных правовых документов в соответствие с федеральными нормативными правовыми документами.
При разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих аттестацию образовательных учреждений, необходимо руководствоваться следующими документами, разработанными Минобразования России:
– “Об аттестации образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы” (письмо Минобразования России от 12.05.97 № 06–51–25ин/25–06);
– “О проблемах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации” (письмо Минобразования России от 30.07.97 № 06–51–41ин/25–06 дополнение к письму от 25.07.97 № 06–51–39ин/25–01);
– Комментарий к Положению о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденному приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98 № 1327, зарегистрировано Минюстом России 14.08.98 № 1589 (21.10.98 № 04–51–73ин/25–01);
– сборник “Аттестация школы”. – Вып. 5. Аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения: нормативно-правовое обеспечение: Москва – Краснодар, 1999. – 92 с.;
– сборник статей “Проблемы аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений”. – Калуга, 1999. – 114 с.;
– Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений: Учебное пособие. – Йошкар-Ола – Москва. – 1999;
– “Методические рекомендации по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением” (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24–51–1138/13);
– решение коллегии Минобразования России от 13.06.2000 № 13/1 “О состоянии и перспективах аттестации общеобразовательных учреждений”;
– приказ Минобразования России от 11.07.2000 № 2113 “О состоянии и перспективах аттестации общеобразовательных учреждений;
– Рекомендации органам управления образованием субъектов Российской Федерации по организации и оценке региональных систем аттестации образовательных учреждений (письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 24–52–68/13);
– приказ Минобразования России от 28.02.01
№ 686 “Об итогах конкурса аттестационных технологий, применяемых для аттестации общеобразовательных учреждений”.

Заместитель министра В.ШАДРИКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru