Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Будь готов к ЕГЭ!


А.В.Шевкин
Линейные неравенства
и их системы, 8–9 классы.
Серия “Проверь себя”.
М.: Русское слово, 2002


А.В.Шевкин
Итоговый тест за курс алгебры и начал анализа, 11 класс. Часть I.
Серия “Математика. Тесты”.
М.: Русское слово, 2002


А.В.Шевкин
Итоговый тест за курс алгебры и начал анализа, 11 класс. Часть II.
“Математика. Тесты”.
М.: Русское слово, 2002

В приложении “Учебники” № 59 мы уже сообщали о выпуске трех серий новых дидактических материалов опытного учителя, одного из авторов школьных учебников серии “МГУ – школе” А.В.Шевкина Уже вышли в свет первые книжки каждой из этих серий. Они недороги, так как невелики по объему (1–2 печатных листа), посвящены одной-двум темам и не связаны с каким-либо определенным учебником. Дидактические материалы созданы на основе многолетнего опыта преподавания математики в школе.
В серии “Математика. Рабочие тетради” была выпущена одна книга – “Целые числа”. В серии “Математика. Проверь себя” выпущены две книжки – “Целые числа. Десятичные дроби любого знака, 6 класс” и “Упрощение выражений. Линейные уравнения, 6–7 классы”. Теперь вышла в свет и книжка “Линейные неравенства. Системы неравенств, 8–9 классы”. С помощью дидактических материалов серии “Проверь себя” можно повторить изученный материал по теме, провести самоконтроль его усвоения, затем выполнить самостоятельную работу. Задания для самостоятельных работ имеют ответы для выбора в каждом из четырех заданий. Фиксирование учащимися номеров выбранных ответов позволяет учащимся определить свою предварительную отметку за выполненную работу по простому правилу: каждый неверный ответ из четырех снижает отметку на один балл. Простота предварительной проверки работ учащихся упрощает сложную процедуру пересдачи работ учащимися, желающими повысить отметку по теме, повысить отметку в четверти и т. п., а наличие четырех вариантов работ обеспечивает получение достоверной информации о знаниях и умениях учащихся и достаточное число вариантов для пересдачи работ.
Не будет лишним отметить, что эпизодическое использование контроля с выборочными ответами позволяет решить важную педагогическую проблему подготовки учащихся к новой форме контроля (тест), которую все чаще применяют в школе.
К изданию готовится пособие той же серии “Квадратные неравенства. Метод интервалов. 9 класс”.
В серии “Математика. Тесты” ранее были выпущены две книжки – “Тест по математике за начальную школу” и “Тест по математике за 5–6 классы”. В настоящее время вышли в свет еще две книжки: “Итоговый тест по курсу алгебры и начал анализа, 11 класс. Часть I” и “Итоговый тест по курсу алгебры и начал анализа, 11 класс. Часть II”.
Отметим, что введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) – это один из самых острых вопросов, обсуждаемых сейчас в связи с реформированием школы. Спору нет, было бы неплохо иметь независимую процедуру, устраивающую и школы, и вузы, но, к сожалению, ни по форме проведения экзамена, ни по его содержанию “согласия в товарищах нет”, а между тем многие регионы сдают пока еще несовершенный ЕГЭ. А это означает, что учителя в этих регионах, учащиеся и их родители обеспокоены тем, как подготовиться к этому экзамену получше.
Автор обсуждаемого здесь пособия не замечен среди сторонников введения новой формы рубежного контроля на переходе школа–вуз, он не входит в группу разработчиков заданий ЕГЭ, тем ценнее его желание помочь учителям и учащимся в подготовке к сдаче единого государственного экзамена. Заметно, что задания всех четырех вариантов составлены “на мотив” экзаменов прошлых лет. Но даже подготовка к прошлогоднему экзамену может оказаться полезной, так как пока что ЕГЭ находится в стадии эксперимента, эта форма контроля еще не стала привычной. Поэтому на результаты, показываемые учащимися при проведении ЕГЭ, существенно влияет наличие (или отсутствие) у них опыта работы с заданиями тестового характера. Вот почему самостоятельная работа учеников с обсуждаемым пособием или работа под руководством учителя помогут учащимся подготовиться к важному экзамену. Работа с пособием будет полезна не только в тех регионах, которые участвуют в эксперименте по проведению ЕГЭ, но и в других территориях.
Сборник заданий содержит четыре варианта теста, инструкции по проведению тестирования, проверке и оценке работ учащихся, эталонные ответы, краткие решения всех 23 заданий двух неидентичных вариантов, ответы ко всем четырем вариантам.
Следует иметь в виду, что правила оформления ответов и правила оценивания работ, предложенные автором, приближены к правилам, принятым при проведении ЕГЭ, но не идентичны им, так как основное назначение сборника заключается в подготовке к экзамену по содержанию курса математического анализа. Это означает, что в данном пособии не ставится задача обучать учащихся правильно вписывать буквы и цифры в отдельные клеточки бланка ответа, что потребуется от учащихся на госэкзамене.

Борис ИЛЬИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru