Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Предметные недели в школе – “на правах рекламы”

Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый  образ жизни. Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с.Первое, что бросается в глаза при чтении этой методической разработки, – отсутствие какого-либо вступления, обращения к читателю, определения целей и задач. С первой же страницы, что называется в лоб, ставится план-сетка недели биологии, что оставляет у читателя некоторое чувство недоумения. Не покидает оно и после прочтения книги. Но обо всем по порядку.
К числу значимых тем, достойных обсуждения, авторы решили отнести обличение рок-музыки, что в подобных изданиях становится уже доброй традицией. Не терпится авторам привить любовь к другим музыкальным направлениям, причем делается это каким-то странным образом: «В городе Саутпорт (Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему?». Ответ практически напрашивается сам собой, особенно если читатель просматривал некоторые словари-справочники (см., например, Розанов Л.Л. Экология–география: Словарь-справочник. 9–11 кл. – М., 2002. – 88 с.): «В одном из залов храма состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума» (с. 84). За что именно авторы так не любят рок-музыку, ни из одной книги так и не ясно.
Другая часть утверждений, которые должны усвоить учащиеся на предметных неделях, носит явно конъюнктурный характер и должна в принципе помечаться значком «на правах рекламы». Так, например, в викторине «Кожа – зеркало здоровья» на с. 121 можно прочесть, что «черные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры. Регулярная очистка кожи гелем Clearasil предотвращает закупоривание пор». Чуть ниже, как бы развеивая наши сомнения, опять фигурирует тот же самый продукт: «Это (появление прыщей) может случиться, если косметика не смывается ежедневно вечером лосьоном, косметическим молочком или гелем Clearasil» (там же). Почему лосьон и косметическое молочко обезличены, а гель имеет конкретное название? И почему именно это? Почему бы в один ряд с гелем, например, не поставить лосьон «Огуречный» – лидер продаж не только этого года, но и всех прошлых лет? Оставим это на совести авторской группы. Но надо еще отметить неоднозначность и спорность заявленных утверждений. Дело в том, что проблемы с кожей в подростковом возрасте, на который ориентирована книга, – отчасти результат гормональной деятельности, который никак не изменить никаким гелем, каким бы дорогим он ни был.
На с. 135 на сцене появляется другой продукт – крем «Ансеркл». На вопрос: «Как бороться с темными кругами под глазами?» – авторы отвечают: «Прежде всего соблюдать режим дня, достаточно спать и гулять». Но в принципе это можно и не делать, ведь, читаем дальше, «можно использовать крем «Ансеркл», разработанный американской компанией «Эсте Лаудер». Крем оптически скрывает круги, укрепляет кожу».
Следующая кампания, «осчастливленная» рекламой в предлагаемых школьных предметных неделях, – лаборатория «Гарнье», выпускающая наиболее надежные средства для защиты кожи от солнца «Амбр Солер». Правда, в данном случае есть альтернатива – «нанести на полчаса маску из сметаны или кефира» (с. 136). Интересно, что бы выбрали школьники?
А вот вопрос викторины «Лекарственные животные»: «Какое животное лечит от рака?». Ответ обескураживает и кажется довольно циничным: «Для лечения опухолей современная медицина использует акулий хрящ» (с. 126). После такого заявления неплохо было бы дать ссылку на источник информации. А то непосвященные до сих пор медики бьются, используя химиотерапию! А почему тогда нет утверждения о том, что растертая в порошок половая кость большой панды увеличивает мужскую силу, да настолько, что панда становится жертвой браконьерского промысла? Понимаю, что авторы книги придумали это не сами, не взяли информацию с потолка, но нельзя же слепо доверять широкомасштабной рекламной акции, создаваемой крупными фирмами-производителями, а не медиками?
И как издевка на этом фоне выглядит четвертый вопрос этой же викторины: «Черная икра – роскошь или лекарство?» Ответ: «Черная икра повышает количество гемоглобина в крови, кроме того, ее употребляют для восстановления сил прооперированных больных» (там же). Не буду приводить рыночную стоимость настоящей черной икры, замечу лишь, что восстанавливать силы после операции гораздо дешевле и эффективнее другими способами.
Перечисленные выше довольно странные недостатки, встречаемые в книге, отчасти компенсируются большим количеством полезного и, бесспорно, интересного материала. Викторины и беседы настолько увлекательны, что читаются как несложная художественная литература. Разбавляют богатый фактологический материал стихи, музыкальные композиции, элементы творческой деятельности, которые присутствуют почти в каждом задании.
В книге рекомендуется проводить многочисленные конкурсы: от конкурсов рисунков, газет и плакатов до конкурсов поделок, дизайнеров, блюд из овощей и фруктов и многих других. Отдельно хочется отметить мероприятие «Строим экоград», где целью игры является создание проекта города, и ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни». Поучительна викторина «Кожа, зеркало, здоровье», где много внимания уделяется косметике, что, несомненно, актуально в наше время, когда декоративной косметикой начинают пользоваться с 12–14 лет. Не забыты в издании и новые веяния, что отражается в викторине «Мой дом – моя крепость», где речь идет об экологии жилища.
Что принципиально отличает книгу от многих других подобных изданий: в процессе задействованы учителя различных дисциплин – не только биологии и экологии, но и литературы, изо, труда, музыки, физкультуры. Одной школой авторы решили не ограничиваться и привлекли к участию и родителей. В целом книга оставляет двойственное ощущение. С одной стороны, хорошо подобранные и, видно, уже опробованные в школе материалы, а с другой – неосмотрительно пропущенные нелепые ошибки. И уже в который раз хочется вынести резолюцию – книгу, безусловно, можно использовать в качестве учебного пособия, но делать это надо выборочно, обязательно представляя себе задачи того или иного мероприятия – ведь цель этого издания не просто развлечение школьников.

Никита КОЧЕТКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru