РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Надо ли помогать детям?
Конечно, надо. Но чаще всего делать
этого нельзя. Особенно если очень хочется
Чадолюбивые мамки в нашем климате
преобладают. Так природа, наверное,
распорядилась: ведь в сугробах наших – это тебе
не у теплого моря под бананом. Может, это
неумолимый инстинкт заставляет опекать чадо
денно и нощно?
В полночь прибегает запыхавшаяся
соседка Ольга: «Помоги распечатать доклад
ребенку!» «Ну давай, коли так надо, а кстати, где
сам ребенок?» – спрашиваю я, имея в виду ее
очаровательную дочь-студентку.
Выясняется: чей-то ребенок (мужеска полу и старше
18 лет!), вроде как учится в каком-то странном
заведении, безумно занят чем-то помимо учебы;
распечатать просила его мама, которая очень
радеет за его учебу (иначе армия!); дома у ребенка
компьютера нет (а к друзьям с компьютером за
такой ерундой обращаться лень), сдавать
рукописный текст не принято.
Короче: мамка великовозрастного мальчика сама
озаботилась, достала чужой доклад, просит о
помощи другую мамку, а та, схвативши эстафету,
летит ночью к третьей мамке…
Спиной чувствую, что родной муж смотрит на меня
как на врага народа. Если бы меня застукали за
выполнением такой «детской работы», то в доме
немедленно начались бы военные действия. Однако,
пока в доме соседка, он молчит изо всех сил.
Я вяло сопротивляюсь натиску, но лезу в компьютер,
пытаюсь говорить о совести и педагогике, при этом
просматриваю принесенный файл.
Доклад явно был скачан из Интернета, затем
приобрел титульный лист на чью-то фамилию. Как я и
предполагала, «ребенок» и пальчиком не касался –
«не царское это дело» – мамка сама и дискетку у
кого-то выпросила.
Ругаю себя за слабохарактерность, но вписываю
нужные данные под диктовку исполненной важности
соседки, просматриваю текст. В середине
несколько страниц безнадежно испорчены (доклад,
судя по всему, использовали и в хвост и в гриву),
масса нестыковок и просто глупостей – текст
кромсали, сшивали не глядя – эдакое неумелое
лоскутное одеяло.
«Просто выбрось весь брак, а на нестыковки плюнь,
кто же это читать будет?» – руководит мной
соседка. Чувствую себя амебой, делаю что велят, а
на прощание собираю волю в кулак и прошу больше
ко мне по таким вопросам не обращаться.
Ольга смотрит на меня как на пожирателя
младенцев и назидательно говорит: «Детям надо
помогать!» Дверь захлопнулась, и в действие
включился мой муж, который мучительно ждал своей
партии в этом спектакле…
…Кто я есть, я и так знаю.
А теперь несколько тезисов, которые появились в
дискуссиях по этому вопросу:
Детям надо помогать, но:
1. Помогать можно тому, кто сам что-то делает, т.е.
дите само совершает действие, а вы ему помогаете,
но не наоборот.
2. Дите само движется к результату, а вы можете
напомнить о сроках, подкинуть по ходу дела идею,
ссылку или книгу, выполнить простую техническую
часть, если замыслы огромны, а сроки поджимают.
3. Помогать можно тому, кто просил о помощи. В
крайнем случае можно поинтересоваться: «Помощь
нужна?» – и обязательно дождаться ответа.
Навязывать помощь, если не просят, нельзя, даже
если очень хочется: ведь вы уважаете личность
своего ребенка.
4. Соберите все свое терпение, держите себя за
шкирку, но дождитесь его реакции на происходящее
– он обязан осознать ситуацию и придумать способ
выхода из нее, хотя бы задуматься о ней.
5. Вы, безусловно, умнее, опытнее, вам очевиден
этот единственный и правильный выход, но вы
скажете о нем, только когда ребенок спросит ваше
мнение. Кстати, это единственный способ
заставить прислушиваться к своим словам – не
навязывать готовое решение.
6. Если вы сами делаете за ребенка все, то не
прикрывайтесь фразами о помощи детям, – это вы
делаете свое собственное дело, это вам надо (чтобы
он получил диплом, не попал в армию, подал вам
стакан воды в старости
и т.д.), а он здесь вовсе ни при чем.
Хватит, наверное. Хотя накопилось очень много.
Кстати, соседка Ольга так и не поняла, что я и
своим собственным детям не оказываю «помощи» в
ее понимании.
За всю богатую событиями школьную жизнь, конечно,
было не раз, что накануне вечером перед сном
обнаруживается:
– доклад про Блейка не готов и даже не начат;
– непонятно, как решать эту дурацкую задачу;
– нужна книга (она есть везде и всегда, но именно
сейчас, именно дома ее почему-то нет);
– нужно знать изрядный кусок текста (например,
«Войну и мир» целиком или конкретный том),
поскольку завтра важное сочинение;
– нужны пяльцы на урок труда (с таким интересным
запросом для внука обратилась ко мне однажды и
тоже в полночь другая соседка);
– нужен кусок ткани (далее указывается цвет и
размер, как будто на складе, где лежат тюки) для
драпировки сцены и т.д. и т.п.
Это все нужно к завтрашнему дню позарез,
поскольку нужно было неделю назад, а завтра самый
распоследний срок сдачи. Обычно в таких
экстремальных случаях покладистое шелковое дите,
заглядывая в глаза, виновато просит о помощи и
принимает ее не жуя.
Редкий случай, когда понимаешь, что у нас,
оказывается, все хорошо с самоконтролем и
самообладанием, что мы можем быть вежливыми и
внимательными. Ребенок согласен писать доклад
под диктовку, слушать вольный пересказ
содержания большого романа, готов переписать
любое выданное решение, готов переложить
содержимое шкафа в поисках чего-то, только чтобы
закрылась эта внезапно открывшаяся дыра: «на
завтра надо».
Приходится делать подвиг, отодвигать все свои
срочные дела и выполнять непредвиденные
авральные работы. Но все же совместно! И с
обещаниями, что никогда более!..
Каждый раз нас спасает, что папа приходит поздно
и все это безобразие не видит, поскольку папа
никогда не стал бы в нем участвовать.
Отличить родительский след в сданном школьном
задании не так трудно. Проверить
самостоятельность работы можно, было бы желание.
Если школе принципиально все равно, кто автор
работы (это, кстати, очень важный критерий в
оценке школы и учителя), если родитель хочет быть
добрым и нужным и предпочитает дать свою
ежедневную рыбу ребенку, вместо того чтобы
научить ее ловить, то редкий ребенок в этих
«райских кущах» встанет с дивана и начнет
бороться за свое право работать самостоятельно.
Зачем работать, если достаточно открыть рот и уже
бегут со всех ног мамки-няньки…
Вот и катятся колобки по масляному желобу, вот и
вырастают розовенькие замечательные поросята на
откорме. Что потом? Потом начинается совсем
другая жизнь со своими достаточно жесткими для
нежных колобков и поросят законами. Они к этой
жизни не готовы. Родители и школа разводят руками
– мы же сделали все что могли.
...Завтра рано утром отходят автобусы – школа
уезжает в пансионат на зимние каникулы. Дите
пришло в час ночи с важного совещания по поводу
каникул и наконец-то начало собираться – достало
огромный рюкзак, включило везде свет и ходит по
дому, собирая имущество (день отъезда был
известен давным-давно – это традиционное
школьное мероприятие происходит каждый год день
в день, час в час). Я принципиально не вмешиваюсь,
поскольку неоднократно говорила ему, что
конкретно с ним будет, если ко мне обратятся по
поводу поиска носков или стирки перед самым
отъездом. Я принципиально снимаю с себя
ответственность и в третьем часу ночи
демонстративно укладываюсь спать, закрыв свою (какое
счастье!) дверь.
...Дверь тихо отворяется, и очень вежливая голова
спрашивает, буду ли я очень против, если наш веник
уедет в пансионат? Он меня очень любит, но он
назначен дежурным по венику (да, и по совку тоже) в
своей комнате.
Новый год мы встретили без совка и веника. А как
же иначе, ведь детям нужно помогать!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|