Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мы еще не научились говорить друг с другом о трагических страницах нашей недавней истории. Тем более мы не умеем говорить об этом с детьми.
И каждый раз, когда речь заходит о сталинских лагерях, репрессиях, жертвах – велик соблазн эту тему обойти. Реже всего нам приходит в голову осмыслить горькие уроки истории вместе с нашими учениками. А ведь, пожалуй, единственный путь понимания истории – в диалоге поколений...
В России существует немало музеев и общественных организаций, чья работа связана с изучением печального наследия советской эпохи. Их цель – восстановление исторической правды, создание в обществе такой ситуации, чтобы тоталитарная власть не смогла вновь распоряжаться судьбами людей. Благородные цели – но удастся ли их достичь, если мы не сможем найти общий язык с новым поколением? Об этом всерьез задумались в Музее и общественном центре “Мир, прогресс, права человека” имени Андрея Сахарова. Здесь возникли первые проекты, направленные на совместное с детьми осмысление нашей недавней истории. Подобные проекты еще находятся в стадии становления – как и гражданское общество в России. Но точно так же они касаются каждого из нас.

У школьного учителя есть шанс восстановить связь времен

Книга, где собран материал по новейшей истории России.
Той истории, о которой молчат учебники

Когда сейчас разговариваю со школьниками, получается, что все происходившее в стране 30–50 лет назад от них так же далеко, как события эпох Петра Первого и Ивана Грозного. Понятия “самиздат” и “невыездной” лежат на одной временной полочке с “табелью о рангах”. Мы смотрели: образовался какой-то разрыв в знании и осмыслении темы политических репрессий, коснувшихся едва ли не каждой семьи. В семьях уже не то чтобы избегают говорить на эту тему, а просто не придают ей особого значения: ну было и уплыло. Школьные учебники?.. С помощью Галины Васильевны Клоковой и Исака Соломоновича Розенталя мы провели анализ учебников истории. И увидели, что тема эта в них не раскрыта.
Вот и получается, что учитель истории – единственный человек, кто может связать эту разомкнувшуюся или кем-то разомкнутую цепь.
А наш музей старается учителям в этом помочь. Поэтому нам важно, чтобы “История политических репрессий в СССР. Книга для учителя” реально работала. Мы хотим чтобы у каждого учителя, где бы он ни преподавал – в небольшой сельской школе или столичном УВК, – был фактический материал для этого тревожного урока.
Не могу согласиться с мнением некоторых родителей, которые как заказчики образования говорят: это тяжело, ребенку не нужно знать. Если встать на такую позицию, то ребенку ничего не нужно знать ни о Великой Отечественной войне, ни о Холокосте. Другое дело, должна быть выработана методика: каким должен быть такой урок? Какой должна быть экскурсия для детей, подростков в музее? Ведь центров, которые занимаются такими трагическими периодами истории, в мире не так много. Это музеи Холокоста в США, Израиле, Освенцим в Польше. И должно быть, наверное, какое-то объединение этих музеев, чтобы выработать язык, на котором нужно говорить о страшном прошлом с подростками.
При том, что трагический опыт ГУЛАГа обществом так и не осмыслен, он уже начинает замалчиваться. Многие архивные материалы закрываются. И похоже, мы уже легко можем вернуть памятник Дзержинскому на площадь его же имени как следствие непережитости трагедии новым поколением.
Но у школьного учителя есть шанс восстановить связь времен. Мы помогаем каждому, кто к нам обращается. На музейный сайт www.sakharov-center.ru поставили полный вариант “Книги для учителя”. Здесь же – информация о конкурсе этого года на “Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”. Учителя восьми городов – Вологды, Москвы, Перми, Пскова, Саранска, Сыктывкара, Тулы, Чебоксар – подали заявки. Думаем, в следующем году присоединятся Бийск, Владивосток. Хотим издать сборник планов-конспектов этих уроков и факультативных занятий, куда войдут работы всех победителей региональных конкурсов. И худшее, что можно будет с этим сборником сделать, – поставить его на полку в школьном методическом кабинете и... забыть.

Инна ЩЕКОТОВА,
заведующая библиотекой
Музея-центра А.Сахарова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru