Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

Гарантии и декларации

Федеральная власть готова финансировать образование.
Вот только отвечать за это она, похоже, не хочет

Президент предлагает законодательно установить ответственность государства за финансирование школы. В Комитете по образованию и науке Государственной думы уверены, что президентский законопроект будет принят. При этом депутаты считают, что его следует поправить – иначе финансовые обязательства останутся сугубо декларативными. Однако правительство настроено против каких бы то ни было поправок в этот закон…

На очередном заседании Комитета по образованию и науке Государственной думы был рассмотрен внесенный 16 декабря 2002 года Президентом России законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений».
Речь идет об установлении государственной ответственности за реализацию права граждан на получение полного общего образования. Первое изменение в виде нового подпункта 2 вносится в статью 28 отраслевого образовательного закона («Компетенция Российской Федерации в области образования»). Согласно ему федеральная власть принимает на себя обязательства по обеспечению государственных гарантий прав граждан в области образования. Имеется в виду в том числе федеральная функция управления в системе образования (установление образовательных стандартов, системы оплаты труда, минимальных размеров оплаты труда, а также финансовая поддержка регионов за счет средств федерального бюджета).
В статье 29 («Компетенция субъектов Российской Федерации») изменения коснулись пункта 4. Региональным властям вменяется в обязанность осуществлять федеральную политику в области образования. Кроме того, появились новые пункты 5 и 6. Первый из них определяет ответственность субъектов Федерации за реализацию прав граждан на бесплатное общедоступное получение не только начального и основного общего, но и среднего полного общего образования в государственных школах. Финансовое обеспечение этих гарантий (согласно п.6) будет реализовываться в муниципальных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам. Эти средства будут расходоваться на реализацию общеобразовательных программ, включая оплату труда, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов, которые, как и прежде, будут оплачивать сами местные бюджеты).
В соответствии с изменениями, вносимыми в ст. 31 («Ответственность органов местного самоуправления»), местные власти будут ответственны за реализацию права граждан на полное среднее (общее) образование. Осуществление этих полномочий будет происходить, как уже сказано, за счет региональных субвенций, которые президент предлагает формировать с учетом региональных нормативов финансирования общеобразовательных программ. Министерство финансов рекомендует установить подушевые нормативы на 2003 год в размере 4900 рублей в год на городского учащегося, 5800 рублей – на проживающего в крупном сельском поселении и 8800 – на учащегося малого села. Ожидается, что консолидированные расходы региональных бюджетов на финансирование школ составят в 2003 году 168,2 миллиарда рублей (в 2002-м – 140,2 млрд руб.).
Соответствующие изменения вносятся и в п.6 п.2 ст.6 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Однако главное изменение, которое даст возможность считать перечисленное выше не просто декларацией, коснется Бюджетного кодекса (ст.85 «Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований»), который дополнится абзацем о совместной ответственности бюджетов всех уровней за получение гражданами общего среднего образования.

Реакция Комитета по образованию на законопроект в основном положительная.
– Мы надеялись, что этот законопроект, усиливающий государственные гарантии перед системой образования, будет внесен еще в июле 2002 года, – сказал председатель Комитета по образованию Александр Шишлов. – Несмотря на то что он прямо противоречит концептуальным подходам Министерства труда и социального развития, он, безусловно, будет принят, так как внесен главой государства. Однако просто принимать его сразу в трех чтениях было бы неправильным. Ко второму чтению мы внесем поправки, касающиеся установления уровня финансирования на основе не региональных, а федеральных нормативов и федеральной ответственности за выпуск учебной литературы, а также питания обучающихся в школах.
Депутат Тамара Плетнева выразила обеспокоенность тем, что, приняв закон в первом чтении, депутаты впоследствии не смогут противостоять проправительственным фракциям и провести перечисленные поправки, и тогда закон может стать пустой декларацией. В то же время может получиться так, что закон будет принят Думой сразу в трех чтениях. Сможет ли Комитет по образованию настоять на принятии своих поправок? Александр Шишлов уверен, что да. По мнению же заместителя председателя комитета Олега Смолина, это довольно сложно сделать, так как закон поддержан правительством именно в президентской редакции.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении ориентировочно планируется на середину февраля.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru