Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

В 2002 году в России закрылось 1000 сельских школ.
Сокращение сельских школ чиновники называют нейтральным словом «реструктуризация». Взамен предлагаются школьные автобусы, дистанционное обучение c помощью Интернета, ресурсные центры на базе отдельных школ, интернаты постоянного пребывания. Главный аргумент: содержать сельскую школу слишком дорого, а качество образования в ней – ниже низкого.
Тех, кто говорит: школой живо село, и если ее упразднить, село попросту опустеет, в ведомстве не слышат. И снова повторяют: да не беспокойтесь, будут дети учиться, вот уже и автобусы закупили…
Вопрос в том, где дети будут учиться. Закрытие сельских школ вынудит людей уезжать из села, вызовет глобальные социальные и экономические потрясения. А потом все равно придется открывать сельские школы. Заново.
Именно такая ситуация сложилась в Казахстане в 90-е годы. Сейчас Министерство образования Казахстана делает все, чтобы восстановить сеть сельских школ. Но нашему российскому образовательному ведомству этот опыт, похоже, ни о чем не говорит...
Жаомбай КАРАЕВ,
Наталья ИШТРИКОВА

Реструктуризация сети сельских школ привела к катастрофе,

считают в Министерстве образования Казахстана

В начале 90-х годов в системе образования Республики Казахстан по рекомендации специалистов Всемирного банка была осуществлена «оптимизация» сети сельских школ. Проще говоря, были закрыты около 400 школ и 70% дошкольных учреждений страны. Оптимизация сети сельских школ самым серьезным образом сказалась на всех сферах жизнедеятельности в республике. Об этом рассказывает начальник Департамента общего среднего образования Министерства образования Казахстана Жаомбай КАРАЕВ:

– Мы оказались в ситуации, когда 792 населенных пункта остались без школ: они располагались на расстоянии более трех километров до ближайшей. Многие дети оказались лишены возможности учиться в школе. В стране начались массовые миграции из сельских населенных пунктов. Ведь родители всегда заинтересованы в том, чтобы дети получили образование, поэтому люди потянулись в поселки и города. С карты республики начали исчезать поселения. Сельское хозяйство оказалось в жесточайшем кризисе: количество работников на селе стало неуклонно сокращаться. Ситуация осложнялась еще и тем, что качество образования в оставшихся сельских школах стало снижаться по причине отсутствия финансирования, достаточного для их развития.
Процессы миграции, вызванные закрытием сельских школ и исчезновением поселений, привели к экономическому дисбалансу: отсутствию работников в сельской местности и переизбытку неквалифицированных городских работников, бывших сельчан, которым требовалось срочное трудоустройство. Школы в крупных городах и в поселках оказались перегружены. Люди были вынуждены выезжать за пределы страны. Дисбаланс в экономике, и в первую очередь в сельскохозяйственном производстве, повлиял на снижение рождаемости в Казахстане. Население страны начало постепенно сокращаться, сельское хозяйство оказалось во многом уничтоженным.
Эти серьезнейшие изменения проявили себя всего за несколько лет. Положение дел начало меняться в 1996 году, когда власти страны задумались о необходимости возвращения к всеобучу. Однако за шесть лет удалось восстановить лишь около 100 сельских школ. Многие населенные пункты уже исчезли, и школы стало негде восстанавливать. В то же время городские и поселковые школы еще и сейчас сильно перегружены и работают в две-три смены.
– Автобусный подвоз детей в крупные школы – основной способ «оптимизации» – с самого начала стал большой проблемой, – продолжает Жаомбай Караев. – Мы и сейчас не уверены, что те 30 000 детей, которые официально числятся у нас «на подвозе», действительно регулярно посещают школы. Вскоре в три области Казахстана отправится специальная проверка всеобуча для исследования ситуации с подвозом. Ну а в 90-х годах дела, конечно, обстояли еще хуже.
О практике размещения школьников в интернатах говорить еще труднее: во-первых, это очень дорого, во-вторых, менталитет сельской казахской семьи не поощряет проживание детей вне дома. Поэтому по такому пути пошли немногие, предпочитая покинуть село и уехать в крупный населенный пункт.
В 1999 году правительство Казахстана предприняло новые шаги по восстановлению образования для детей села. Было принято постановление о государственном нормативе организации образования. В документе определено, что в тех населенных пунктах, где число детей младшего школьного возраста более пяти, должна открываться начальная школа, а там, где общее число детей более 80, – средняя школа. При этом, в случае если в селе нет своей школы, максимальное расстояние от дома, где проживает ребенок, до школы должно составлять не более трех километров при отсутствии водных и горных преград. Иначе акиматы (областные управления образования) должны решать вопрос об открытии школы в селе. Постановление также предполагало развитие сети школ-интернатов и школ санаторного типа.
И только в последний год, с приходом нового министра Шамши Беркимбаевой, начала реализовываться специальная программа развития сельской школы. Шамша Копбаевна сама много лет проработала сельской учительницей и поэтому, став министром, основное внимание обратила прежде всего на плачевное состояние сельской школы. Ближайшие три года в стране объявлены «Годами аула». За это время в сельской местности за счет бюджета страны будет построено 63 новых школы, за счет областных и местных бюджетов – переоснащены старые школы. Разработан план оснащения всех школ, осуществляющих подвоз детей, одинаковыми специальными автобусами. Сейчас детей возят на чем придется, признают в Министерстве образования, – и хорошо еще, если вообще возят. Будет разработан и введен единый график подвоза детей по всей стране. Уже несколько месяцев подряд Министерство образования собирает сводки о том, сколько детей не посещают школы, и о том, как организуется подвоз. В ноябре школы вообще не посещали 730 детей.
Параллельно с программой восстановления сельской школы Министерство образования Казахстана разрабатывает тему профильных школ. Так же как и в России, эта проблема особенно серьезна в сельской местности, где необходимо создать систему профильного сельскохозяйственного образования на современном уровне. На младшей и основной ступени образования в малокомплектных сельских школах образовательное ведомство Казахстана пока приняло решение оставить совмещенные по возрастам классы. Еще один наболевший вопрос, так же как и у нас, – низкий статус учителя. Законодательные органы Казахстана разрабатывают законопроект «О гражданской службе», задача которого – улучшить положение, в том числе учителей. С этой целью введены дополнительные надбавки и многофакторная система поощрения педагогов.
– Оптимизация сети сельских школ была тяжелейшей для страны ошибкой, – говорит Жаомбай Караев. – Мы знаем о том, что сейчас подобные эксперименты проводятся и в России. В том, какое значение для наших стран имеет сельское хозяйство и, значит, сельские поселения, Россия и Казахстан очень схожи, и поэтому мы предполагаем, что реструктуризация школ села принесет России те же результаты, что и Казахстану. Пострадает сельское хозяйство, погибнут села и деревни, возникнут экономические и культурные проблемы, связанные с миграциями сельских жителей, упадет уровень образованности населения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru