Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Воспитательные системы
не создаются по приказу

Они выращиваются внутри школы
и требуют от нас новых знаний

Новую жизнь обычно начинают с нового года, новой четверти, с понедельника... А какая же новая жизнь без самообразования.  Вы уже определили, какая тема интересует вас в педагогике и психологии больше всего? Тогда, возможно, вам будет интересно узнать о том, какие знания наиболее востребованы сегодня учителями. «Какие темы актуальны в современной педагогике, с какими вопросами приезжают на курсы повышения квалификации?» – об этом мы спросили заведующую кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктора педагогических наук Ирину Дмитриевну ДЕМАКОВУ.

– Какие проблемы интересуют сегодняшних педагогов, приезжающих к вам?
– Это зависит от категории слушателей, поскольку потребности у них совершенно разные. Например, на нашей кафедре обучаются люди, которых интересуют вопросы воспитания, системный и научный подходы к организации воспитания. В основном управленцы: руководители департаментов образования регионов, больших и малых городов, поселков – люди, которые привыкли командовать, распоряжаться, а тут они садятся за парту, согласитесь, это непросто... Вначале они хотят записать то, что потом можно использовать на практике, одним словом, получить рецепты. Однако постепенно их запросы меняются. Я, например, читаю лекции о современных концепциях воспитания. И слушатели понимают, что это тоже важно для них, ведь современный управленец должен быть человеком, осведомленным в сфере научных достижений. Поэтому мы, с одной стороны, ориентируемся на практические потребности, а с другой – формируем новые запросы, доказываем, что интеллектуальное развитие – важная задача повышения квалификации.
К каждому занятию готовим материалы: отрывки из диссертаций, книг и статей, потому что времени на самостоятельное изучение научной литературы у слушателей нет, да и получить необходимую информацию трудно: многие живут далеко от научных центров, где недостает книг, переводной литературы.
Все больший интерес проявляют современные педагоги к проблемам гуманизации жизни детей в школе. Я, например, читаю спецкурс “Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства”. Этот курс вызывает большой интерес у школьных педагогов, педагогов детских домов и интернатов, учреждений дополнительного образования. Часто мы обсуждаем, что потеряно в воспитании за годы перестройки. Говорим о детских общественных организациях, считая важным возобновить эту работу, чтобы дать поле деятельности детям, помочь быть успешными в сфере общественной жизни, развивать их социальные компетенции. Ведь сейчас школа потеряла колоссальное количество учеников. Что называется, дети «проголосовали против нас ногами» – просто ушли, а мы их не удержали. Это, конечно, объясняется тем, что детские организации были излишне политизированы и идеологизированы в Советском Союзе.
Наших слушателей интересуют и новые формы работы учителя с детьми, критерии эффективности воспитательной деятельности в школе. Однако мы советуем быть очень осторожными с критериями оценки. Потому что воспитание – это специфическая сфера деятельности, в которой далеко не все поддается фиксации, алгоритмизации и статистической обработке, результаты отдалены во времени и никогда не лежат на поверхности, поэтому их оценка требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Одна из модных современных проблем – создание в школах воспитательных систем. Актуальность этой проблемы связана с объявлением по всей Росcии конкурса воспитательных систем. Не раз мы встречались с ситуацией, когда директора школ получали приказ срочно создать воспитательную систему... А ведь воспитательные системы не создаются приказом извне, они выращиваются внутри школы десятилетиями, и решение этой проблемы предполагает новые знания педагогов в области проектирования, моделирования и прогнозирования. Если же воспитательная система создается в ответ на требования высших инстанций, вряд ли можно надеяться на хороший результат.
Из бесед со слушателями мы знаем, что самая большая проблема современной школы – аттестация. Трудно учителям выносить эту формальную бюрократическую процедуру. И многие просят нас помочь в подготовке к аттестации. Как основную форму подготовки мы предлагаем самоаттестацию.
Часто приезжают с вопросами, как развивать то, что уже есть. Интересуются способами проектирования и моделирования занятий.

– Как вам кажется, это личные потребности ваших слушателей или список вопросов они получают от местной администрации?
– И то и другое. Личные потребности больше всего связаны с желанием педагогов лучше работать с современными детьми, среди которых очень много по-настоящему сложных. Больше всего практических вопросов на эту тему.
В начале каждой лекции я прошу слушателей продолжить фразу: «Я приехала сюда для того, чтобы…». Когда к нам приезжали чеченские педагоги, они отвечали, что хотят учиться и... отдохнуть от войны... Бывают ответы: я приехала сюда, потому что послали. Таких, конечно, минимум – процентов десять. Чаще всего педагоги говорят, что главная их потребность – в общении с новыми людьми, потому что именно его не хватает им дома. Это, кстати, пишут все, включая психологов и руководителей разных уровней.

– Если сопоставлять запросы, с которыми приезжают ваши слушатели в последние годы, существует ли какая-то динамика?
– Мне кажется, что люди хотят работать лучше: хотят знать психологию, освоить новые методы работы, познакомиться с опытом прошлого – как отечественным, так и зарубежным. Многих интересуют философские проблемы, например проблема гуманизации. Поток педагогов идет в аспирантуру, в основном молодежь из разных регионов. Это значит, что на местах педагогам недостает перспективы и они находят выход из повседневности в научно-исследовательской деятельности. Многие хотят получить новую специальность. В этом году мы впервые выпустили группу педагогов-исследователей в сфере воспитательной деятельности в Самарской области. Теперь они могут организовать на местах исследовательские группы, вести коллективные исследования. Сегодня возрос интерес к ребенку как к человеку: педагоги с удовольствием слушают лекции об условиях, обеспечивающих процесс развития личности ребенка, его личностного роста. Это радует и внушает надежду.

Беседовала Ольга ХОТИМСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru