Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Лев ГУДКОВ,
доктор философских наук

Америка как тема и сюжет

Отношение к США более всего характеризует не сами США, а того, кто выражает свое о них мнение.
Как, впрочем, и о чем угодно другом

Большинство населения России, за исключением небольшого числа тех, кто бывал за последние годы в Америке, может воспринимать все, что связано с этой страной, только как своего рода голограмму, возникающую на пересечении внутриполитических и масскультурных представлений, то есть оживлять появляющиеся на экране или в сознании картинки собственным опытом и пониманием других людей.
Каждая негативная черта или характеристика в системе образов США имеет своего антипода – подразумеваемые достоинства или особенности своей страны, народа. Если США беспардонно вмешиваются в дела других стран, то мы помогаем, поддерживаем, мы, напротив, всегда жертва чужих поползновений. Если американцы лишены настоящей высокой культуры, живут приземленными материальными заботами и интересами, то мы, напротив, витальны, духовны, у русских за спиной – высочайшая культура, литература, искусство, музыка, тысячелетняя история.
США – совокупность различных мотивов, объединенных общим сюжетом: утопия образцового современного общества, чуждого для России, бывшего в недавнем прошлом главным военным противником в “холодной войне” и оппонентом в мировом соперничестве, которое советское общество-государство проиграло. Социологу совершенно не важно, насколько эти представления адекватны объективному положению вещей в американском обществе или действиям его правительства. Важно, что эти представления реально влияют на коллективные самооценки и самопредставление жителей России, их способности к принятию (неприятию, отвержению) тех или иных норм, ценностей, моральных принципов.
Есть несколько вещей, из которых складывается образ Америки и которые больше всего задевают неамериканцев: ставшее очевидным после Второй мировой войны богатство страны, ее мощь, роль и авторитет в международных делах, политическое, научное, технологическое лидерство, сильнейшее влияние ее массовой культуры в других странах. Богатство, благополучие, конечно, наиболее значимые элементы образа, но и сводить все дело к зависти было бы неверным. Есть и другие богатые страны – хотя бы нефтяные эмираты с их фантастическим уровнем жизни.
Задевает в достигнутом американцами благосостоянии то, что оно воспринимается именно как достигнутое, то есть современное и универсальное. Другие богатые страны не претендуют на общезначимость своего опыта и успеха, а американцы – уже в трудах отцов-основателей – рассматривали собственные планы и деятельность как универсальный опыт решения общемировых человеческих проблем, видели в своей системе парадигму демократии, свободы и прогресса, образец современности.
Можно назвать несколько тем, которые, пусть и смутно, с трудом, но все-таки ощущались в тех или иных образах американской жизни, тиражированных массовой культурой. Во-первых, ослабление связи благополучия (богатства) с традиционным статусом, а значит, размытость и незначимость классовой “стигмы” на образе жизни, универсальность позитивной санкции благополучия и достижительности (“американская мечта”), открытость образцов достижения благополучия.
Во-вторых, внятность, инструментальность путей достижения благополучия, не связанных ни с государственной властью, ни с национальной или классовой идеологией или чем-то подобным. Вообще явное отсутствие акцента на этничности и других от рождения данных барьерах или солидарностях. Для российского обывателя эта непривязанность человека к властям, месту жизни и работы, личной лояльности начальству создает впечатление неповседневности, сказочности. При этом есть туманное понимание того, что индивидуализм, свобода перемещений и занятий, антиэтатизм были теми условиями, которые помогли этой стране успешно избежать соблазнов утопии и тоталитаризма.
Третье – это культура “здравого смысла”, прагматизма, свобода от традиционализма и сопутствующего ему множества безусловных ограничений и неформальных предписаний (еще раз подчеркну, что речь идет не о действительном положении вещей в американском обществе, а о его аморфном мифическом образе). Диффузия в современном мире американской массовой культуры, универсальной, то есть основанной на здравом смысле, утилитаризме и потребительском гедонизме (представляющих собой, по сути, суммированное “бессознательное” истории развития всей европейской культуры) – один из самых мощных и влиятельных процессов цивилизации, расколдовывания, модернизации.
Мифологизированная “Америка” лишена ореола аристократизма и утонченности, сословной иерархичности. Это демократическая страна как в смысле господства массовых, почти плебейских, во всяком случае, упрощенных вкусов и нравов, так и открытости для достижений личного успеха, мобильности, свободы, утверждения законности и прав человека.
Другой план: США – это страна, в которой, как нигде в мире, власти обеспечивают гражданский порядок, где государство не вмешивается в частную или хозяйственно-экономическую деятельность людей, а простой человек может влиять на власти, добиваясь защиты своих интересов, где есть настоящее социальное обеспечение людей. Это скорее не описание, а критика собственных властей: тут содержится масштаб альтернативной оценки их деятельности, недовольства ими.
Естественно, что весь этот набор в своем теневом или перевернутом виде воспринимается как самодовольство, высокомерие и навязывание своих порядков миру – оборотная сторона американской ответственности за мир и будущее западной культуры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru