Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Александр АДАМСКИЙ

Школу ведут на выборы

Раз в несколько лет она становится заложницей “большой” политики. И защитить ее – некому...

Опыт прошлых лет показывает: как только начинается предвыборная кампания кандидатов в депутаты Государственной думы, в губернаторы или мэры, местные и региональные власти строят под свои интересы каждую школу. Любому директору буквально садятся на шею, заставляя поддерживать того кандидата, которого выбрала власть.

Школу нужно защищать от демократии?

Так было во время всех региональных и местных выборов в каждом регионе, в каждом городе.
В одном сибирском крае начальник регионального управления образования лично приехал в отдаленную школу (десять часов езды на машине) и срывал агитационные плакаты конкурента действующего губернатора.
На Урале накануне выборов мэра столицы региона поменяли почти половину начальников районных управлений образования – поставили более лояльных, способных «организовать» население.
А после выборов непослушных или тех, кто имеет собственное мнение, ждет месть победителей: вплоть до увольнения и уголовного преследования, как это было в Джидинском районе Бурятии с начальником управления образования Татьяной Будаевой. Уже дважды суд восстанавливал ее на работе, но глава местной администрации каждый раз возбуждает новое дело, пытаясь любыми средствами избавиться от неугодного человека.
Бессовестное использование школы в политических интересах стало уже привычным, как бы само собой разумеющимся. Многие учителя и директора уже задают вопрос:
– Можно ли защитить школу от выборов?
Заметьте: не от недобросовестных политиканов, региональных властей и политических рекламщиков, а от выборов. То есть – от демократии...
В то же время школа прочно встроена в жесткую вертикаль чиновничьего командования.
Но за все годы с начала 90-х Министерство образования ни разу не выступило на защиту школы от политиканства и давления со стороны местных властей.
А может ли вообще ведомство защитить школу от политики?
С нашей точки зрения – может.
Профессиональное сообщество и министерство могут вместе выступить с обращением ко всем политическим силам, к местным и региональным властям: школу нужно объявить территорией вне политики!
И попросить Центризбирком строго контролировать соблюдение политического нейтралитета школы. Но для этого внутри самого Министерства образования должны произойти некоторые изменения.

Министерство соблюдает нейтралитет

Министр образования В.Филиппов обладает редким для чиновника достоинством: он не принадлежит ни к одному из политических течений или партий.
Глава МЧС С.Шойгу вполне может быть лидером политической партии – спасение людей не зависит от их партийной принадлежности.
Но как может быть партийным лидером глава МВД? Ведь внутренние дела – это и есть во многом отношения различных политических течений, иногда откровенно враждующих друг с другом. За этот пост как раз и борются партии на выборах – приз достается победителю. У нас все вышло наоборот – Б.Грызлов стал министром и после этого, не покидая своего поста, партийным лидером. Плохой урок демократии. Еще Гегель учил, что гражданское общество строится как раз на том, что интересы «полиции и корпораций» (гражданских институтов) не должны совпадать, у них должны быть разные возможности и разные права. А если главный полицейский во главе одной из «корпораций» – какая же это демократия?
В этом свете позиция В.Филиппова – хороший пример внепартийности бюрократии.
Но, к сожалению, этот пример не распространяется дальше улицы Люсиновской, на которой расположено основное здание Министерства образования.
Всем известно, что учителей можно запросто послать по квартирам граждан раздавать агитационные письма или использовать школу для организации встреч, например, во время родительских собраний. Уже есть случаи, когда и учеников заставляют агитировать за определенного кандидата в депутаты.
И не известно ни одного случая, когда местные избирательные комиссии платили бы школе арендную плату за использование школьных площадей во время выборов.
Но если школа – юридическое лицо и на ее территории сторонняя организация проводит свои мероприятия, то почему эта организация не платит школе деньги?
Потому что ни избирательная комиссия, ни местная власть не считают школу чем-то самостоятельным. Они вообще не считают школу чем-то достойным уважения. Так, придаток к администрации.
И детям, и учителям, и особенно директорам становится видна неприглядная сторона политиканства, но результатом этих игр становится победа на выборах, приход к власти тех, кто в полной мере использует возможности административного давления.
От этого в среде образования растет разочарование в демократии.
Все это совпадает с попытками влиятельных политических сил убедить российских граждан, что демократия в России не прижилась и надо возвращаться к «более эффективным» формам власти.
Школа, вместо того чтобы развиваться как институт поддержки демократии, основ гражданского общества, формирует у граждан совсем другое отношение к власти, основанной на партийном представительстве.
…Необходимо срочно оградить школу от агрессии со стороны политики. Но для этого мало самому быть вне партийной борьбы, как министр В.Филиппов.

Индивидуализм, автономия, самоопределение

Мы считаем, что один из основных принципов современной образовательной политики: нейтральность школы по отношению к политике “большой”.
Возможно, пройдет 10–15 лет, и мы сможем выразиться еще яснее: институт образования по своей природе нейтрален относительно политики и государства.
Но сейчас, когда все надежды и чаяния учительства неразрывно связаны с тем, возьмет или не возьмет на себя государство хоть часть обязательств по содержанию школы, выдвигать тезис об автономии школы от государства, наверное, рано.
Но если мы хотим обсуждать современную школу – такую, которая бы задавала типы будущих отношений между гражданами и государством, мы должны признать, что такая школа строит свои отношения с другими институтами на равных правах. Либо она ничем не отличается от той, что была во все времена.
Быть современным – значит своим устройством отражать происходящие общественные и цивилизационные изменения. Важная часть этих изменений – индивидуализация деятельности и автономизация общественных институтов, их приоритет перед государством.
Поэтому современная школа – это прежде всего школа индивидуализма и автономии. Не потому, что это лучше, чем коллективизм и жесткая подотчетность, а потому, что современная система ценностей, социальных связей и хозяйствования основана на автономии человека, свободе выбора и на самоопределении.
И если школа хочет быть современной – значит своим устройством она должна отражать стремление к автономии, школа должна сама стать автономией, обладать свободой выбора и правом самоопределения.
Такая школа автономна от политики, от религии, от всего того, что может нарушить суверенитет личности. В этом смысле – и от государства, которое навязывает гражданам свои интересы.
Задача построения современной системы образования, современной школы – из области образовательной политики. Эту задачу невозможно решить административными способами. Даже те проекты, что входят в правительственную программу модернизации школы и должны по идее вывести ее на современный уровень, превращаются в свою противоположность, потому что претворяются в жизнь добросовестно-административно, с бюрократической самоотдачей.
Например, ректоры ведомственных вузов отвоевали себе монополию и оставили за собой право приема в вузы независимо от экспериментов правительства в области высшего образования.
Здоровье школьников по-прежнему ухудшается от нагрузок, и, по общему мнению, принятие стандартов лишь усугубит ситуацию. Последнее свидетельство – признание проекта стандартов неудовлетворительным Общественным экспертным советом, созданным Российским советом развития образования (РОСРО).
Список можно продолжить: все, что попадает в поле административно-ведомственного исполнения, превращается в свою противоположность.
Но самое-то главное – не дело чиновников министерства что-то решать, претворять в жизнь проекты, лицензировать, вообще вмешиваться в жизнь школы!
Возможно, чтобы космическими полетами управляли не из Центра управления полетами, а из ГИБДД? Они же будут штрафовать за превышение скорости – потому что уже первая космическая превышает установленные нормы ГИБДД.
В российском образовании сейчас сложилась именно такая ситуация: решение сложнейшей задачи, выходящей за рамки административно-бюрократической схемы, осуществляется методом приказов, разнарядок и запретов.
...Поэтому министерство и не может защитить школу от политиков, стремящихся на полную катушку задействовать “административный ресурс”. Ведь оно само управляет школой точно так же: не спрашивая ничьего мнения, указывая и обязуя.
Школе нужна специальная защита от политики.
Но защитить ее пока что некому...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru