Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

В том-то и состоит искусство педагога, чтобы мелочь, рядовое событие превратить в событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время года – зима... И учитель, для которого в жизни ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую короткую экскурсию с детьми попробует построить не так, как летом, потому что знает: здесь значимы совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может оказаться для ребенка испытанием, а может – встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он сам будут не такими, как в классе. Другими. Не похожими на себя. И этим другим он дает шанс состояться. Авторы этой странички совсем не любители острых ощущений. Что же заставляет их уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги? Как они готовятся к этому? Что обретают, вернувшись в теплые стены школы?

Евгения СОЛОВЕЙ

Ты выходишь, когда наступает ночь

Как, не уходя со школьного двора, пятиклассники могут стать настоящими первопроходцами, преодолевающими непростые испытания

Кто хочет стать настоящим путешественником в одиннадцать лет? Лучше спросите, кто не хочет... Как стать настоящим путешественником? Если ты пятиклассник и впереди долгая школьная жизнь с экскурсиями, походами и приключениями? Мы решили хорошенько приготовиться к ней.
Перво-наперво сели вечерком вместе с детьми и составили список, каким должен быть настоящий путешественник и что он должен уметь делать. Получилось, что он должен быть здоровым, выносливым, уметь слушать, видеть и запоминать. Обязательно должен уметь дружить, помогать и выручать друга из беды, уметь работать в команде. Знать карту, компас, уметь фиксировать и обрабатывать информацию. А главное – никогда не унывать и не пищать.
И вот чтобы проверить кандидатов в путешественники на обладание этими качествами, в самые крещенские морозы мы, учителя, вместе с учениками девятых классов нашей педагогической мастерской устроили пятиклассникам настоящие испытания. Перед ними разделили ребят на восемь команд. В каждую вошли и “ашки”, и “бэшки”. Так мы перемешали классы, ведь ребята сами говорили, что настоящий путешественник должен уметь дружить, – вот и шанс подружиться с тем, кого мало знаешь. Наш довод ребята приняли с пониманием, и никаких “не хочу!” мы не услышали. Каждая команда заранее выбрала себе звучное название и собственный девиз. Зимним субботним вечером все пришли в школу, и игра началась.
Командам предлагалось пройти десять станций-испытаний и получить в маршрутном листе после каждого выполненного задания отметку о пропуске на следующий пункт. На станциях-то и надо было применять знания, проявлять умения, необходимые путешественнику согласно тому самому заветному списку. Например, надо быстро собрать рюкзак – на столах в классе разложены самые разные вещи, часть из которых нужна в походах и поездках. Не так-то просто в одиннадцать лет, если ты до этого путешествовал всегда с мамой, отобрать за ограниченное время только нужное, разумно его расположить и упаковать. Справились с этим заданием – бегом на другую станцию, а там ваш друг попадает в беду и ему срочно нужно оказать первую медицинскую помощь: наложить шину, сделать перевязку, дать нужное лекарство. Да еще быстро ответить на медицинские вопросы, которые задают девятиклассники. Следующее задание на ловкость рук и бытовые умения: пришить пуговицу, вставить резинку в штаны и вбить гвоздь в деревяшку. Были станции, на которых предлагались задания на умение думать (различные логические и математические задачи), на внимание и память, на умение общаться (используя возможность английского языка, найти контакт в заграничном городе). А были и такие станции, где нужно было проявить умение брать ответственность на себя, полагаться на товарища, быть смелым и терпеливым. Представьте: всей команде, кроме одного человека, закрывают глаза повязками, и этот один должен провести своих друзей между столов, стульев и шкафов в темном помещении так, чтобы никто шишку себе не набил и со стола не упал. И наконец, ребята попадали к «пиратам», которые на большом спортивном комплексе спрятали свои мешки с «золотом». Здесь нужны были сила, ловкость, умение договариваться, уступать, а в чем-то и отстаивать свою точку зрения.
После таких приключений пятиклассников ждало еще одно испытание – картошка в мундире, лук, чеснок, хлеб и вода на ужин. К своему удивлению, я не услышала ни одного возмущенного вопля. Значит, мы попали в точку – меню соответствовало общему настрою. Но если вы думаете, что на этом все закончилось, – ошибаетесь. Главное испытание только начиналось.
Надо было тихо и быстро заснуть в классе на полу в спальнике и на туристической «пенке». Причем перед сном каждому кандидату в путешественники задавали вопрос: «Хочешь ли ты пройти ночное испытание на улице?» Январь. Холодно, темно. И здесь очень важный момент – ребенок задумывается, оценивает свои силы и возможности, сам выбирает, идти или не идти. Он имеет право на свое решение, и никто не может осудить его, каким бы решение ни было. Сколько внутри, в душе, противоречивых чувств: страх, любопытство, желание себя проверить, преодолеть, борьба со сном, ленью, азарт, пьянящее чувство чего-то нового, быть может, неведомого или недозволенного раньше.
Наступила ночь. Мы стали будить по очереди тех, кто дал на это согласие перед сном. А потом (по одному!) они отправлялись на улицу, где надо было опять же выбрать, по какому из трех маршрутов пойти – легкому, среднему или трудному. Маршруты отличались друг от друга длиной, количеством труднопроходимых мест и освещенностью. Почти все выбирали трудный маршрут. Ребенок шел по ночной улице один, изредка встречая наших постовых, которые указывали ему направление движения. А в конце маршрута, на школьном дворике, ребят уже ждал костер с песнями под гитару, мандарин и вафля как награда за смелость и мужество. Многие не хотели уходить от костра, чтобы лишний час поспать. Как это было здорово! Всего десять минут один, в холоде и темноте, а сколько ощущений и воспоминаний! Ну а те, кто не ходил ночью, были очень огорчены, слушая утром рассказы товарищей. Но они понимали, что этот выбор они сделали сами, а потому винить было некого.
После игры многие ребята писали, что самым ярким впечатлением стала та ночь, вспоминали, как преодолевали себя, свой страх. Они поняли, что уже многое умеют, но в то же время каждый увидел то, что у него пока не получается, свои ресурсы и перспективы. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.
В воскресное утро на торжественной церемонии каждый получил диплом и звание путешественника. Как ребята радовались и гордились!
Так, несмотря на сомнения скептиков, наша задумка испытаний на звание путешественника получилась, а зимние условия ее осуществления добавили больше возможностей для преодоления себя. Понятно, что холодные и длинные ночи лучше проводить в теплой домашней постели, а не в школе и тем более на улице. Но ведь в путешествии всякое случается.
Надо сказать, эта игра стала испытанием и для нас, взрослых. Мы ведь по большому счету мало чем отличались от детей – тоже преодолевали усталость, желание спать, бытовые неудобства. Тревожились за ребят, особенно когда у них было ночное испытание. Конечно, это наш профессиональный риск. Проще и спокойнее провести уроки и забыть про школу и школьников до понедельника. Но моим коллегам интереснее и веселее вместе с ребятами придумывать необычные формы работы, начиняя их нестандартным, непредметным содержанием. Школа для всех нас – это не подготовка к чему-то, что будет потом, не уроки и экзамены, это начало путешествия по имени Жизнь, путешествия, которое не кончается ни летом, ни зимой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru