Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

РОЖДЕСТВО 
 

Сергей ФУДЕЛЬ

Тайна преодоления одиночества

Рождество – объединяющий праздник. Мы празднуем его с самыми близкими людьми, чтобы вновь ощутить общую сопричастность чуду – и передать эту сопричастность следующему поколению. Ведь вера порою передается вместе со словами отца, с тем укладом, который царит в твоем доме с самого детства. И даже когда вера под запретом, обязательно находятся люди, которым удается построить для нее убежище.
В многолетней ссылке, навсегда утратив дом и разлученный с семьей, Сергей Иосифович Фудель (1900–1977), сын священника Иосифа Фуделя, писал письма своему сыну, стараясь передать в них свое ощущение жизни, связанной с Христом во всем: в горе и в радости, в праздниках и в повседневности. На страницах писем он создавал тот дом, в котором живет вера. И стены этого дома оказались самыми крепкими.

Сегодня Сочельник, и как ни много в душе темных облаков, они расходятся, и открывается зимняя лазурь детства, комнаты, в которых когда-то, десятки лет назад, в этот зимний день была тишина и благословение моего детства. Это было в том желтеньком доме, который все еще стоит рядом с домом № 47 в Плотниковом переулке, и была там комната “мамина” с одним окном в небольшой сад (с кустами сирени) и лежанкой с изразцами. Помню, что на одном изразце я выпрямлял гвоздь и, конечно, гвоздь не выпрямил, а изразец разбил. Утром рано, когда я спал, каждый раз в этот день ко мне приходил папа и совал мне под подушку какой-нибудь подарок для мамы (в этот день были и ее именины), и конечно, я тут же просыпался и сразу же из сна погружался в Праздник, в воздух какого-то благословенного торжества, и даже само одеванье было в это утро чем-то особенным и приятным. И вот, помню, идешь наконец в эту “мамину” комнату и, конечно, как всегда застаешь ее в белом чесучовом костюме и слегка надушенную, в кресле, с ласковым взглядом человека, который видел в жизни так много хорошего. А весь дом полон запахов – елки, игрушек и всяких вкусных вещей. У нас не было строго, но через отца шло благоговение к Празднику, и это налагало тишину и как-то не давало запахам и шипенью жаркого из кухни слишком пробиваться в комнаты. Да и ведь жаркое готовилось к завтрашнему дню, а сегодня был еще Сочельник и только еще вечером запоют наконец в церкви “С нами Бог!”.
Елка у нас никогда не зажигалась в Сочельник. С елкой, естественно, связано объеданье орехами и всякими вещами, игры и веселье, шум и многое из чисто человеческого.
А в канун праздника надо было хоть еще немного, хоть еще несколько часов удержать немощную мысль на том событии, которое когда-то совершилось. Собственно, в этом и вообще была характерная черта нашего дома, вернее, того духа, который наполнял его благодаря отцовскому воспитанию. Все его воспитание (совершенно лишенное “дидактизма”) сводилось к тому, чтобы мы полюбили Бога. Это как будто даже странно звучит, – не то слишком просто, не то слишком, наоборот, отвлеченно. На самом же деле научиться этой первой заповеди и невероятно сложно, и в то же время больше всего необходимо по своей конкретности и по своей первопричинности для всего поведения человека. Если мы иногда еще вспоминаем, что надо полюбить человека, то о том, чтобы полюбить богочеловека, мы (т<о>е<сть> я или еще кто-нибудь из верующих) почти не имеем понятия. И поэтому Он остается один и мы одни, разобщенные и поэтому неумиренные.
И когда я вспоминаю этот Сочельник в детстве и ищу объяснения тому миру, который оттуда до сих пор еще питает мою жизнь, то кажется мне, что источник его только в этой любви к Человеку и Богу, к Христу, которую имел в себе отец. Он его любил – это я знаю, и это запомнилось мне на всю жизнь.

* * *

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, ты тогда только истинно подходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобою только или действительного, ни злости “уставных старух”, ни дикарского любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуты услышит лучше, чем ты, яснее, чем ты, голос Человека и Бога – Иисуса Христа.

* * *

Ощущение Церкви как общечеловеческой реальности дается иногда совершенно неожиданно.
Я еду в метро, стою и вижу: сидящая женщина держит на руках девочку лет двух, а она через спину матери и вне ее ведения тянется крошечной рукой в синей вышитой рукавичке к тормозному рычагу, вот-вот и дотянется. И тут же я заметил. что вместе со мною на все это глядит мой сосед, еще молодой, хорошо одетый обычный москвич. Наши взгляды встретились, и вдруг мы оба радостно улыбнулись: нас охватило обоих единое чувство общечеловеческого чистейшего сокровища, спрятанного в синей рукавичке. За рычагом какие-то чужие силы, какой-то холод познания “добра и зла”, а здесь – тепло и непостижимая, себя не сознающая, безгрешная власть детской души. Мы с этим человеком улыбнулись друг другу не как чужие, но как люди единого и тоже – на миг – теплого и чистого сердца. А это и есть Церковь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru