Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2003

Информация

ГОРОСКОП ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ 
 

Большое новогоднее гадание на двух газетных полосах!

Для читателей газет Издательского дома “Первое сентября”

Итак, год окончен. И наш Издательский дом подводит итоги. Конечно, год для всех нас был необычным, юбилейным – ведь самой газете “Первое сентября” исполнилось десять лет! Вместе с нами этот юбилей отметили и десять наших спутников-ровесников, газет, существующих с самого основания редакции Симоном Соловейчиком в 1992 году: “Математика”, “Русский язык”, “Литература”, “История”, “Физика”, “Математика”, “Биология”, “Химия”, “Здоровье детей”, “Начальная школа”.
С тех пор год за годом Издательский дом становился все больше, в нем появлялись новые жильцы, а вернее, новые члены семьи – новые газеты...
Но и теперь нам вовсе не кажется, будто нас слишком много. Мы привыкли друг к другу и по традиции накануне каждого Нового года собираемся, чтобы порадоваться общим успехам, поразмышлять над неудачами, посоветоваться, поделиться планами.
И конечно, рассказать об этих планах вам.

МАТЕМАТИКА

Изюминок много, а сухарей нет и не будет!

Наша газета немного утилитарная. Все, что мы публикуем, важно только учителям математики и никому больше. Вот статья ректора МГУ Садовничего. В ней он страстно выступает в защиту нашего предмета. Мало кого это трогает так же, как нас. Учителя других предметов, неоднозначно относятся к математике в силу сложившегося восприятия. На страницах нашей газеты мы даем своим учителям то, что им нужно для работы, авторское планирование, например.
Если авторская программа утверждена ОНМЦ (окружным научно-методическим центром), учителя могут при желании переработать ее для себя. Мы получаем очень много писем, в которых читатели делятся таким опытом. Есть даже школы, которые целиком используют предлагаемые нами планы, настолько они хороши, в них ничего не надо ни добавлять, ни исправлять.
Ни для кого не секрет, что сейчас в школе работают очень много бывших инженеров, программистов, военных. Они зачастую не в состоянии составить самостоятельно поурочные и годовые планы. Думаю, то, что мы делаем, важно и полезно всем.
У каждого человека – своя изюминка, свое видение, своя форма, а значит, свои вопросы и проблемы. Мы все можем помочь друг другу, если начнем обмениваться опытом. Так что наша газета очень пригодится каждому учителю, а уж работающему творчески – особенно! Если считать, что можно создать «личное творчество» и на этом замкнуться в себе, то, я глубоко убеждена, творчество тут же кончается.
Можно не читать планирование уроков, это на любителя, но быть в курсе методики проведения единого государственного экзамена, методики подготовки к нему учеников просто жизненно необходимо. Каждый человек должен развиваться, и учитель тоже. Поэтому мы печатаем много статей: и исторических, и аналитических. Сейчас публикуем цикл статей «Лекции о треугольнике». Мы всегда учитываем обратную связь, пожелания наших читателей: печатаем то, что нужно, интересно именно для них. Знакомим с новыми учебниками, чтобы учитель смог понять, какой из них ему выгоднее использовать в работе.
Мы решили уменьшить количество теоретических статей и увеличить описание конкретных уроков. Многие считают, что преподавание математики – скучное дело. Вовсе мы не «сухари», какими нас, математиков, принято считать. Загляните в нашу газету, чего там только нет: и разработки уроков на открытом воздухе, и интригующие темы для кружков и факультативов.
Вчитайтесь в девиз нашей газеты: «Жизнь украшается двумя вещами: занятиями математикой и ее преподаванием». Мы выпускаем нашу газету для тех, кто думает так же.

Иосефа Львовна СОЛОВЕЙЧИК

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Оставим скучные уроки вне игры!

Дважды в месяц на страницах «Начальной школы» выходит психологическая рубрика. На первых порах мы не знали, помогают ли читателям эти публикации. Но вскоре редакцию завалили письмами с просьбами что-то повторить или разъяснить.
В новом году при подборе материала в эту рубрику мы постараемся ориентироваться на запросы учителей. Даже повторим с новыми комментариями что-то из уже напечатанного. Проблема лишь в том, что учителям начальной школы порой трудно разобраться в психологических терминах. Но мы уже нашли авторов, которые смогут сделать научные тексты доступными. Авторы рубрики расскажут, как развиваются у ребенка младшего школьного возраста память, внимание, речь, восприятие и мышление; помогут справиться со сложными ситуациями, возникающими в классе или на родительском собрании.
Дети в школе сегодня перегружены. А ведь в младшем возрасте нагрузки совершенно недопустимы, наоборот, ребенок должен испытывать радость от получения новых знаний. И если уже в первом классе он решит, что новые знания – это всегда обуза, тяжкий груз, что с ним станется к десятому?.. Я – сторонница щадящего режима: чтобы знания давались детям в игре, легко и с удовольствием.
Для тех учителей, кому импонирует такой взгляд, у нас есть рубрика «Учимся, играя». В ней публикуются материалы, с помощью которых уроки можно вести так, чтобы для каждого ребенка нашлась роль в общей игре, чтобы он не чувствовал себя несчастным оттого, что чего-то не знает.
По-прежнему в нашей газете будет рубрика «Уроки». Мне кажется, технология подбора материала безошибочная: публикуем то, что может быть использовано сразу после получения очередного номера «Начальной школы». Еженедельно читателям предлагается что-то полезное: перед Новым годом – сценарии новогодних праздников, если приближается изучение глаголов, значит, будет вкладка по глаголам, пора браться за таблицу умножения – в нашей газете столько разных способов запоминания этой таблицы!
В рубрике «Читаем детям» произойдут некоторые изменения. Здесь мы обычно публиковали сказки, повести, рассказы, которые, как правило, писали сами учителя. Произведения с большим количеством глав мы вынуждены были растягивать на долгое время. А значит, новые читатели уже упустили возможность узнать, с чего все началось. В будущем году мы откажемся от таких длинных публикаций. Место в рубрике займут так называемые переменки: веселые задания для детей, с их помощью легко повторять правила по русскому языку или математике.

Мария Викторовна СОЛОВЕЙЧИК

ЛИТЕРАТУРА

Лучшие шпаргалки к выпускным сочинениям – наши!

Первый номер 2003 года для “Литературы” будет юбилейным. Нам как подписному изданию исполнится 10 лет. За это время газета очень выросла, и новые идеи все продолжают появляться.
Мы организовали устные выпуски газеты в московском Литературном музее. На самом первом обсуждался вопрос: нужна ли литература в школе? На встречу в музей пришли много учителей, и не только из Москвы. Люди специально ехали в столицу, чтобы выразить свое несогласие с позицией министерства, которое сначала отказалось от экзаменационных сочинений, а теперь предлагает загнать литературу в рамки теста.
Из писем читателей мы узнали, что им понравились специальные номера, посвященные творчеству классиков русской литературы: Пушкина, Гоголя, Некрасова. Много откликов вызвали публикации современных писателей, поэтов, литературных теоретиков и критиков: Руслана Киреева, Татьяны Бек, Якова Хелемского, Константина Ваншенкина, Бенедикта Сарнова. Особенно привлек учителей 46-й номер, целиком отданный детским работам: сочинениям, рефератам.
Сейчас мы собираем материалы для специального номера, посвященного «Евгению Онегину». В начале года собираемся вести разговор по одной из самых трудных для школьников теме: об анализе русской лирики XIX и ХХ веков. Как всегда, будут консультационные номера, которые должны помочь учителям подготовить ребят к выпускным сочинениям.

Геннадий Григорьевич КРАСУХИН

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

Станьте нашими корреспондентами!

Пять лет назад школьных психологов в России было около 25 тысяч, сейчас их – 60 тысяч. В 2002 году в их жизни произошло сразу два важных события.
Во-первых, решился вопрос о распределении рабочего времени. Главная мысль инструктивного письма такая: из 36 часов нагрузки, приходящейся на одну ставку, 18 необходимо отработать в школе, остальные 18 присутствия в школе не требуют.
Во-вторых, на коллегии Министерства образования работа школьной психологической службы была оценена положительно и назначен съезд практических психологов образования на 2003 год.
Эти события означают признание службы практической психологии, ее востребованность в системе общего образования.
Мы стараемся удержать баланс между материалами прикладной и научной направленности. В этом смысле показательны тематические номера. Например, в номере “Психологический тренинг” мы сделали упор на методику работы, а следующий посвятили 100-летию выдающегося российского психолога Александра Лурия.
Сейчас наша газета вполне стабильна. Определился круг постоянных авторов. Это самая популярная в стране Марина Битянова, серьезный ученый-психолог, которая ведет повседневную работу в школе. То же можно сказать и об Игоре Вачкове, который недавно защитил докторскую диссертацию и руководит психологической службой в школе для детей-инвалидов в Зеленограде. Известен читателям и Сергей Степанов – наш главный энциклопедист.
Уже продуманы новые тематические номера. В январе читатели получат номер, посвященный профориентации.
Наверное, не меньший интерес вызовет номер “Семья”, где будет все о семейной психологии, терапии, консультировании.
По-прежнему будем поддерживать активную связь с читателями. В этом году мы даже специально провели акцию “Станьте нашим корреспондентом”: пообещали, что люди, приславшие информацию об интересном событии, свидетелем которого они стали, получат в подарок книгу по психологии. В результате и писем в редакцию стало больше, и регулярные новости из регионов появились.

Марк Наумович САРТАН

ИНФОРМАТИКА

Девиз этого года: коты отдельно, а мешки отдельно!

Многие изменения в структуре и содержании еженедельника «Информатика» связаны с ежегодными командировками в разные регионы России. Так сложилось, что они постоянно чередуются: год далеких и год близких путешествий. Уходящий год был годом дальних маршрутов. Какие же перемены он принес?
Газета стала предсказуемой. И не только потому, что мы стараемся заранее публиковать анонсы важнейших материалов, а публикации с продолжением стали выходить с регулярной периодичностью – через номер. Главное, что сейчас, подписываясь на «Информатику», читатели могут быть уверены: они получат материалы, соответствующие их ожиданиям, а не кота в мешке. Наши подписчики знают, что, скажем, в следующем полугодии у них будут материалы по всем темам школьного курса «Информатики». Мы даже подписную кампанию с лозунгом «Коты отдельно, а мешки – отдельно» провели.
Важно, сидя в редакции и занимаясь подготовкой номера, видеть перед собой лица людей, которые будут потом материалы читать. Важно представлять, как сверстанную тобой газету за тысячу километров от Москвы откроет человек, с которым ты общался. Иногда хочется сделать что-то попроще, но вспоминаешь, что газету будет читать человек, который тебя знает, который с тобой общался, он поймет, что ты схалтурил.
Встроенность в профессиональную жизнь российских учителей информатики, на наш взгляд, – самое ценное приобретение газеты. Мы меняемся потому, что меняется сама жизнь.
Например, в рубрике “Страница повышения квалификации” появились курсы лекций. У них свои особенности. Во-первых, как и положено курсам, они бывают либо годовыми, либо семестровыми. Кроме того, если из обычных текстов редакторы безжалостно убирают разговорную речь, то мы к подобным купюрам относимся осторожно. Потому что хотим, чтобы за текстом слышался голос человека.
Курсы появились в прошлом году, и вскоре по реакции читателей мы поняли, как велика потребность в таких материалах. Успех прошлогоднего замысла решили закрепить: в этом году у нас было уже четыре лекционных курса. Один из них был посвящен методикам раннего обучения информатике в 1–7 классах.
В рамках конференции по информационным технологиям образования мы провели «круглый стол», посвященный олимпиадам по информатике. На «круглом столе» главную скрипку играл председатель научного Комитета по олимпиадам по информатике, научный руководитель сборной России по информатике Виктор Кирюхин. Во время обсуждения возникло столько вопросов, что после «круглого стола» Виктор Михайлович, поразившись неосведомленности людей, сказал, что он готов рассказать об олимпиадах на страницах «Информатики». В наступающем году сюрприз: периодическая колонка Виктора Кирюхина!
Как обычно, в наступающем году будет очередное «Жаркое лето-2003». Основная цель этого проекта – выпустить за три летних месяца определенный комплект методических материалов для учителя, который он потом в течение учебного года будет использовать.
Каждое лето у нас обязательно выходит номер для души, где публикуются материалы об истории информатики, о судьбах конкретных людей. На этот раз вы прочтете о малоизвестных, но крайне значимых вопросах самых первых месяцев введения школьной информатики в России.

Сергей Львович ОСТРОВСКИЙ

БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ

За советом к библиотекарю придет даже директор школы

Наступивший год для “Библиотеки в школе” станет юбилейным. Впервые мы вышли в 1998 году как вкладка в “Первом сентября”. Это было первое в стране издание для школьных библиотекарей. Праздничный номер, посвященный нашему пятилетию, готовим заранее. С новым дизайном и сюрпризами.
Каждые две недели по-прежнему будет выходить вкладка “Издательский дом”. Она пригодится тем, кто хочет быть в курсе всех изданий Издательского дома “Первое сентября”. Вкладка задумана из восьми полос, которые библиотекарь будет разрезать на карточки: каждая посвящена одной из газет “Издательского дома” и содержит перечень самых интересных материалов за последние две недели с краткими аннотациями. Кроме того, мы даем обзор книг, вышедших в издательстве.
Из писем читателей мы знаем, что за советом чаще всего в школьную библиотеку обращаются классные руководители. Поэтому в новом году планируется цикл материалов специально для классных руководителей: методика классного руководства, консультации психолога, материалы для классных часов – одним словом, все, чем может помочь хорошая библиотека классному руководителю.
Рубрика “Директорская папка”. В ней будут публиковаться материалы о роли библиотеки в школьном образовании, которые библиотекарь сможет положить на стол директору школы, чтобы напомнить ему о проблемах и потенциальных возможностях хорошей библиотеки. Мы поняли, что в эту рубрику полезно иногда включать совершенно неожиданные материалы. Например, социологическое исследование о том, что думают учителя о правах женщин. Оно имело неожиданный успех.
Материал, изданный в летних номерах, по традиции можно будет поставить на библиотечную полку как отдельную книжку. Скорее всего он будет посвящен идеям и проблемам модернизации библиотек в общем русле модернизации образования. Причем это будут не отвлеченные рассуждения, а практические советы. В одном из летних номеров мы планируем собрать образцы локальных нормативных актов, принятых в некоторых школах для решения самых распространенных и трудных школьно-библиотечных проблем.
Это то, о чем можно говорить с уверенностью. Есть у нас и мечты. Очень бы хотелось снова собрать очную библиотечную школу. Уже было три набора – обычно в осенние или весенние каникулы. Теперь выпускники мечтают собраться вновь, обсудить идеи и темы, затронутые во время первой встречи.

Ольга Константиновна ГРОМОВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Превратимся в клуб учителей и учеников

Сегодня учителю сложно разобраться в многообразии учебников, выбрать наиболее подходящий. В первом номере 2002 года мы начали трудную тему, к которой долго готовились. Совместно с МИРОСом редакция опубликовала сравнительный анализ учебников по русскому языку. Тема будет продолжена и в новом году.
Еще одно чрезвычайно важное для нас направление – просвещение педагога, повышение его культурного, лингвистического и методического уровня. Этому посвящена рубрика «Библиотечка учителя», пользующаяся огромной популярностью у читателей. Особенно много таких материалов мы публикуем летом, когда у словесников появляется чуть больше времени для себя, для спокойного и внимательного чтения.
В этом году появилась новая рубрика – «Полезные мелочи». Здесь мы публикуем находки, приемы, интересные формы работы, которые есть в запасе у каждого учителя и которыми так приятно и полезно поделиться с коллегами.
Мы рады, что задания олимпиады «Языкознание для всех. Русский медвежонок», которые ежегодно публикует наша газета, активно используются многими словесниками.
Многие читатели постепенно становятся нашими авторами. Самые активные – учителя из провинции: Н.М.Рухленко из Белгородской области, И.А.Громов из Владимирской области. Они разрабатывают трудные темы школьного курса, собираются издавать свои книжки.
Что нового будет в нашей газете? Демонстрационная версия ЕГЭ, материалы для подготовки к традиционных экзаменам – изложению, сочинению, комплексному анализу текста.
Постараемся помочь словесникам сориентироваться в безбрежном книжном море, представить в газете те книги, которые будут интересны и профессионально полезны. Придется много работать не только над выбором достойных книг, но и над формой их представления. Обратимся за помощью к читателям. Пусть предлагают книги и готовые аннотации.
Один из интересных проектов – серия статей в рубрике «Другой взгляд»: что думают наши ученики о разных этапах учебного процесса – домашних заданиях, словарных диктантах...
Сохранить живую связь с читателями – значит превратить газету «Русский язык» в своеобразный клуб для учителей-словесников. У нас с вами все обязательно получится!

Людмила Александровна ГОНЧАР

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

Читатели ценят газету за то, что она хочет и может их защитить

Все успехи и сложности уходящего года связаны с радостями и трудностями наших читателей. Необоснованные преследования образовательных управленцев, давление бюрократии... Мы публиковали материалы о беспричинном увольнении директора Нововаршавской гимназии Зои Халюты (Зоя Аркадьевна восстановлена в должности), о длящемся до сих пор судебном разбирательстве дела начальника Джидинского районного управления образования Татьяны Будаевой (в должности по суду она восстановлена, но начался новый процесс – Будаеву обвиняют в том, что ее муж получал зарплату, не пройдя аттестации). Ушла с работы директор 59-й школы города Сочи Вера Самодурова. Сложная история, во многом поучительная для всех нас, потому что делегирование полномочий общественному органу управления может и бедой обернуться. Это только те сюжеты, о которых мы писали. А было еще много черновой работы. Людей нужно защищать, чем мы и занимались. И не напрасно. Оказалось, что читатели больше ценят газету не за то, что она на кого-то нападает, а за то, что может и хочет защитить.
А еще конкурс «Авторская школа», движение «Эврика», попечительство, экономика образования и многое-многое другое. Самая большая радость – победа здравого смысла в вопросах 12-летки и стандартизации образования.
В каждом номере мы печатаем один инновационный проект сети «Эврика» и обязательно анализ событий в образовательной политике. Постоянную колонку у нас ведет депутат Олег Смолин, с нами сотрудничают ведущие экономисты образования Наталья Типенко, Анатолий Вифлеемский, аналитики Игорь Реморенко, Михаил Левит, Владимир Бацын, Милослав Балабан, Марина Аромштам, Михаил Богуславский, Ольга Леонтьева, Марина Гончар.
Собираемся возродить почти забытый газетный жанр – очерк. Судьбы и поступки школьных директоров – это же готовые сюжеты. Именно такие материалы начала писать обозреватель «Первого сентября» Людмила Рыбина, надеемся, у нее хватит времени и сил писать и для «Управления школой».
Наша традиция – делать номера на расстоянии, передавая материалы прямо из регионов. Писать о том, что происходит на местах, набирать информацию в школах, в управлениях образования.
В новом году читатели познакомятся с директорской полосой. В каждой будет статья директора школы, большая дискуссия о переходе на отраслевую систему оплаты труда, материалы о переходе школы из статуса образовательного учреждения в статус государственной муниципальной организации, о становлении профильного обучения, экспертизе стандартов, мониторинг законодательного процесса. Как всегда – все об общественно-педагогическом движении «Эврика», глубокий анализ образовательной политики.

Александр Изотович АДАМСКИЙ

ГЕОГРАФИЯ

Изучая страны, учимся быть терпимыми к другим людям

В семье газет “Первого сентября” “География” появилась одной из первых, нас не назовешь новичками.
За десять лет выпущено почти семь сотен номеров, авторами публикаций стали более восьмисот ученых, путешественников, методистов, учителей и школьников.
Визитной карточкой газеты стали спецномера, одинарные или сдвоенные, которые полностью посвящены какой-то одной территории (“Китай”, “Канада”, “Смоленская область”) или явлению, вопросу (“Медь”, “Ветер”, “Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет”).
В “Географии” часто появляется эксклюзивный материал: репортажи с необычных маршрутов, собственные расследования по спорным или малоизученным вопросам, ответов на которые нет в школьных учебниках.
Мы уверены, что наш предмет, наша наука соответствуют естественным интересам человека к земному пространству, в котором он живет. Этот дар, неподдельное любопытство или, как написал один из читателей, “географический романтизм”, нельзя губить сухостью изложения, онаучиванием живого опыта. Поэтому, рассказывая о странах и городах, живописных уголках России, горячих точках планеты, мы стремимся создавать яркие, запоминающиеся образы разных территорий, а узкоспециальные сюжеты связываем с проблемами, актуальными для жизни людей.
Мы понимаем, что география – очень динамичный предмет, и стремимся поспевать за временем. Газета быстро реагирует на события, вовремя дает свежую информацию, которую трудно найти где-то еще. Например, в 2002 году мы опубликовали исследование причин трагедии в Кармадонском ущелье.
Для нас важно, чтобы изучение географического материала помогало ученику быть терпимее к людям других обычаев, веры, национальности. Пусть то, что мы рассказываем и показываем, что дает на уроке учитель, пробуждает сострадание и уважительное отношение к чужой культуре.
Мы знаем: все – и дети, и взрослые – очень любят играть. Вот почему на страницах “Географии” так много конкурсов. Сейчас наши читатели собирают “географический паззл”. С каждым номером они получают кусочек изображения большой территории и пытаются отгадать, что это за территория, чтобы описать ее особенности. Игра только началась, а первые версии ответа читатели уже прислали в редакцию.
В новый год мы входим с множеством планов. Уже выбрана тематика спецномеров: ими встретим столетие Новосибирска и Транссибирской магистрали, трехсотлетие Санкт-Петербурга, тысячелетие Казани. Надеемся продолжить публикацию материалов о Японии. Задумана тема нового конкурса. Он начнется весной и будет посвящен культуре разных стран. А еще верим, что не одну тему подскажут нам читатели!

Ольга Николаевна КОРОТОВА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

У нас не распадется связь времен

Пожалуй, главное наше приобретение в уходящем году – это новые друзья, новые авторы. Особенно помог педагогический марафон, где учителя не просто узнали о нашем существовании, но и поняли, как с нами сотрудничать, как использовать в работе наши публикации. Мы надеемся на продолжение традиции в наступающем году.
В наших планах серьезный проект по исследованию связи времен и культур. Вместе с читателями мы совершим путешествие во времени, останавливаясь в точках пересечения истории России и Британии. Познавая свою культуру через призму чужой, ребята смогут ощутить единство и неразрывную целостность мира, понять особенности России, ее место в истории. Надеемся, многие наши читатели уже успели прочитать статью о роли шотландцев в российской истории и узнать много нового не только о шотландцах, но и об истории России.
Теперь в газете будет больше межпредметных материалов. На английском языке мы рассказываем о космосе, об экологии, о технических новинках, о географических открытиях. Эти темы помогают освоить пласт совершенно новой лексики, дают возможность учащимся свободно обращаться с информацией из любых источников, общаться с зарубежными друзьями в Интернете.
Наша студенческая редколлегия ведет активную переписку, изобретает все более невероятные конкурсы. Недавно прошел конкурс на лучший перевод стихотворения английского поэта-романтика Джона Китса. Сколько чудесных текстов мы получили! Было непросто выбрать победителя. Первое место присудили сразу трем участникам. А специальный приз достался гимназии №12 г.Саранска, ее ученики прислали наибольшее количество работ. Конечно, это заслуга учителя, который пришел на урок с газетой, предложил ребятам испытать свои силы, помог добиться успеха. Прочитав газету в классе, дети часто так увлекаются, что становятся нашими друзьями и авторами. Если газета есть у всех учеников в группе, занятия проходят веселее и эффективнее. Мы предлагаем варианты увлекательных классных и домашних заданий, текстов для чтения. В этом нам помогают творческие находки наших читателей. В январе мы объявим конкурс на лучшую методическую разработку по использованию газеты на уроке английского языка. Победителя пригласим на апрельский марафон.
Наш главный читатель – учитель, именно ему мы хотим помочь, оказать поддержку, проявить искренний интерес к его проблемам. Этой цели служит рубрика «Учительский форум», где педагоги могут высказаться о наболевшем, поделиться сомнениями и трудностями, почувствовать поддержку коллег. Вопреки нашим принципам мы даже перешли в «Форуме» на русский язык. Все же он ближе для учителей.
В этом году обсуждали проекты аттестации учителей, начали непростой разговор о ЕГЭ, которого, похоже, не избежать. По мнению многих наших читателей, предлагаемые тесты несовершенны и не соответствуют возможностям сельских школ. Учитель снова оказывается загнанным в угол, и мы хотим хоть как-нибудь помочь ему. Поэтому на наших страницах по-прежнему будем рассказывать о подготовке к тестированию, к выпускным и вступительным экзаменам.
Планируем увеличить количество материалов для работы с малышами. Ведь согласно последним распоряжениям иностранный язык преподается теперь во всех школах со второго класса. А педагоги, привыкшие к ученикам-подросткам, теряются, когда приходят к 7–8-летним детям. Наши игры, сценарии спектаклей, песенки, картинки – палочка-выручалочка для учителя и для родителей, которые тоже порой не знают, как помочь ребенку.
Если учитель не ограничивает себя рамками учебника, а ищет новые идеи, он выходит на новый уровень. Мы всегда готовы быть рядом, отвечать на самые актуальные запросы, быть «средством быстрого реагирования».
Новый год заставляет ждать каких-то сюрпризов, перемен. Но мы ничего не хотим искусственно менять, специально придумывать. Ведь газета, как и язык, – живой организм. Жизнь сама подскажет.

Алена Владимировна ГРОМУШКИНА

СПОРТ В ШКОЛЕ

Главное – помнить, что физкультура – игра, где нет обиженных и одиноких

Газета публикует материалы по двум основным направлениям. Первое – методический блок, его пишут сами учителя и специалисты. Второе – информационно-просветительский блок (история спорта и отдельных людей, связанных с ним; информация о безопасном проведении туристических походов и экспедиций; программы по туризму, которые пригодятся всем учителям, а не только тем, кто преподает наш предмет).
Мы провели конкурс “Мастер педагогического труда”. Работы многих участников были опубликованы. В ближайших номерах сообщим об итогах конкурса, победителей ждут награды. Почти каждая работа, присланная на конкурс, тянет на кандидатскую диссертацию. Жаль, что конкурс заканчивается... Но ничего, мы обязательно придумаем что-нибудь новое!
Для нас принципиально важно, что учителя не только наши читатели, но и авторы большинства публикаций. В новом году, стремясь максимально отвечать на запросы учителей, их каждодневные нужды, мы будем публиковать материалы по конкретным темам уроков, по программе курса «Физическая культура в школе», хотя прекрасно осознаем, что во многих учебных заведениях преподаватели работают по авторским программам. Они, безусловно, тоже не исчезнут с наших страниц, как и разработки игр и оригинальных спортивных соревнований.
Нашу газету выписывают практически во всех методических объединениях. Особенно ценят нашу газету там, где нет курсов повышения квалификации и педагогам трудно найти методический материал.
В будущем году опубликуем много других материалов, которые пригодятся при поурочном планировании, подготовке конкретных занятий, хотя на уроках физической культуры мало кто работает по программе. Почему? Да потому что нет оборудования. Часто на всю школу есть лишь одна шведская стенка. Хорошо, если учитель предприимчивый и умудряется достать мяч и волейбольную сетку. Тогда вся школа увлекается волейболом.
Главное – не сдаваться. Помнить, что физкультура – это игра, а в игре не должно быть одиноких и обиженных, пусть все смеются и радуются. А мы при помощи газеты поможем учителям не упустить ребенка. Научим учителя превратить уроки в радость физических упражнений.
Любой урок нужно сделать приятным для учителя и для учеников. Физической культурой можно заниматься не только в оборудованных спортивных залах, но и на свежем воздухе, в лесу, на площадке под открытым небом. Мы понимаем, сколько трудностей в такой работе, и хотим показать, как их преодолеть.

Нина Владимировна ШКОЛЬНИКОВА

ИСКУССТВО

Узнаем законы и парадоксы вечных сюжетов

В первом полугодии мы надеемся завершить проект “Всеобщая история искусств”, то есть довести его до конца XIX века. Он представляет собой серию очерков о всех видах искусств, их истории и взаимосвязи друг с другом. После каждого периода мы обычно даем синхронистическую таблицу. На этот раз планируем дополнить ее комментариями искусствоведов: какие парадоксы и закономерности в развитии искусства она раскрывает.
С января начнем рассказывать читателям о, казалось бы, давно известных культурных событиях, авторах и произведениях искусства с нетрадиционной точки зрения, в непривычном контексте. Рубрика называется “Взгляни на искусство по-новому”.
Нам представляется не совсем правильным давать унифицированные методические разработки. Ведь преподают МХК литераторы и историки, музыканты, художники и искусствоведы – каждый со своим представлением об искусстве. Поэтому важнее, как нам кажется, предложить им не только разработки уроков, но и новый взгляд на пространство, в котором живут и развиваются разные виды искусства.
Во втором полугодии мы хотим осуществить проект под условным названием “Синтез”, о котором давно мечтаем. Это будет рассказ о воплощении вечных сюжетов в разные времена в разных видах искусства. Еще один взгляд на мировую художественную культуру, не разделяющий ее на периоды и жанры, а объединяющий в целостное явление жизни.
Неизменным успехом пользуются наши спецвыпуски – о Кремле, об авангарде, импрессионистах, о культуре Древней Руси. Читатели даже просят их повторить, так как в 1996–1997 годах, когда они вышли, газета не была цветной.
К трехсотлетию Петербурга подготовлены два спецвыпуска, посвященных северной столице, которые вызвали огромный интерес у педагогов. В мае, к торжествам, выйдет третий – о людях, авторах истории славного города и его культуры.

Нинель Хасбулатовна ИСМАИЛОВА

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Слово тем, для кого мы работаем

Целый год во всех номерах мы рассказывали об изменениях в своде орфографических правил. Эти изменения действуют уже несколько лет, но отражены далеко не во всех учебниках.
Как говорят при личных встречах читатели, им особенно нравятся рубрики, где даются лексические упражнения или разъяснения идиоматических выражений, и что газета позволяет быть в курсе разных сторон жизни современной Германии. Мы часто рассказываем о праздниках, выставках, научных открытиях.
Другая рубрика – “Немецкоязычная литература” – привлекает литературных гурманов. Здесь они находят отрывки из оригинальных произведений немецких писателей второй половины ХХ века (W.Biermann, P.Schneider, B.Reimann, E.Neutsch, U.Meinhof). Интересно сопоставить тексты авторов из бывших ФРГ и ГДР. Читая их, вы найдете не только описание отличных друг от друга жизненных реалий, но и совершенно разное видение мира. Есть над чем поразмыслить.
Мы планируем расширить рубрику “Для начинающих”. Появится больше упражнений в помощь учителю, работающему в школе начальной ступени.
В рубрике «Тема номера» продолжим знакомить читателей с жизнью и творчеством выдающихся личностей немецкоязычных стран, которые внесли вклад в развитие науки, культуры, искусства. Уже в начале года будут опубликованы статьи о педагоге и философе Песталоцци, о Моцарте, о братьях Гримм.
Обещаем, что в новом году у “Немецкого языка” появятся новые авторы (вовсю ведем переговоры). И надеемся, что наши читатели примут активное участие в конкурсе на лучшую методическую разработку (его условия даны в № 24 за 2002 год). Мы хотим предоставить слово тем, для кого мы работаем. Это хорошая возможность для обмена опытом и мнениями.
А еще мы верим во встречу с новыми читателями.

Марианна Дзембатовна БУЗОЕВА

ХИМИЯ

Разоблачим рекламные трюки и расставим все вещества по алфавиту

В нашей газете есть материалы разного уровня, начиная с простых примеров проведения уроков, которые интересны многим читателям, и заканчивая рубрикой “Для самых смелых”, где мы рассказываем об углубленном изучении химии. Для самообразования учителей мы предлагаем “Новости науки”, о жизни и работе ученых-химиков можно прочитать в “Галерее русских химиков”, а “Летопись важнейших открытий” знакомит читателя с наиболее значимыми научными достижениями со времен Ломоносова до наших дней.
А еще у нас есть рубрика, нужная всем, – “Химия в школе и дома”, где мы рассказываем о применении химических веществ в быту, например, об удалении пятен, стирке, уходе за волосами и кожей. Последние статьи были посвящены анализу современной рекламы. Дело в том, что нам, потребителям, часто дают неправильные с химической точки зрения формулировки-объяснения состава и свойства того или иного препарата, товара. Мы “расшифровываем” термины, объясняем, что может быть правдой, а что – всего-навсего рекламный трюк.
Для методических материалов отведена специальная рубрика “Методический лекторий”. В следующем году мы хотим сделать эту рубрику более живой и разнообразной. В ней читатель найдет описание экспериментов, и химических, и педагогических.
В 2003 году мы напечатаем книгу для домашнего чтения “Химическая азбука”. Мы верим, что эта книга разбудит у детей (и их родителей) интерес к окружающему миру, откроет им мир вещества. Нашу азбуку можно использовать при работе в начальной школе. Дети в этом возрасте живо интересуются всем, что их окружает. Но учебников по химии, соответствующих их уровню развития, и методов преподавания еще нет. Ведь нельзя же начинать разговор об этой науке, опираясь на сложные формулы и уравнения. Вот мы и решили напечатать книгу-азбуку. И очень надеемся, что учителя, которые прочтут ее, поделятся с нами своими впечатлениями.

Ольга Георгиевна БЛОХИНА

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Откроем тайну СанПиНов и расскажем, как не мешать ребенку быть здоровым

В понятие “здоровье детей” мы вкладываем более глубокий смысл, чем это понимают обычно. Нас интересуют не только детские болезни и школьные травмы, но и здоровье физическое, душевное, нравственное, психическое. Мы вообще стараемся не столько описывать детские болезни и прописывать лекарства, сколько рассказывать как можно больше, как надо жить, чтобы оставаться здоровым, несмотря на сложности жизни. Для нас главное – помочь взрослым понять, что надо не мешать ребенку быть здоровым и помогать ему в этом.
Поэтому для нас особенно важно печатать материалы о “школах здоровья”, в которых учебный процесс устроен так, что позволяет детям действительно оставаться здоровыми до самых выпускных экзаменов. И в новом году мы обязательно будем публиковать такие материалы. Прежде всего мы рассчитываем видеть среди читателей таких публикаций школьную администрацию и представителей родительских комитетов, то есть тех, от кого в большинстве школ зависит реальное положение дел. Для них же мы собираемся напечатать Санитарные правила и нормы для школы с комментариями врачей, учителей, родителей – знаменитые СанПиНы, из-за которых часто учебный процесс в школах может быть приостановлен или остановлен совсем.
Наша газета изначально задумывалась как газета для всех: для родителей, бабушек, дедушек, учителей. Кроме того, для нас было важно делать газету совместного чтения, чтобы не только взрослые, но и дети могли найти для себя на страницах что-то полезное. Задача нового года – сделать газету более “школьной”. Кроме того, мы собираемся печатать материалы о том, как укрепить не только здоровье учеников, но и учителей. Хотя, конечно, многие старые рубрики сохранятся, и мы не собираемся также отказываться от идеи просвещения всех членов семьи ребенка в вопросах педиатрии и даже детской психологии. Семья и школа – два полюса, где разворачивается детская жизнь, значит, и в сохранении, и в укреплении здоровья участвуют они вместе.

Андрей Устинович ЛЕКМАНОВ

ФИЗИКА

Сбиваем жар экзаменационной лихорадки!

Посмотрите нашу подшивку за год, и вы убедитесь: “Физика” продолжает ориентироваться на интересы и трудности школьного учителя и его учеников. Мы публикуем новости науки, методические разработки, справочный материал, документы. Регулярно даем описание физических опытов, которые можно провести в классе, и список необходимой для этого аппаратуры.
Скажем, одна из изюминок “Физики” – рубрика “Абитуриентам”. Здесь мы помещаем подборки задач, с которыми выпускники сталкиваются на вступительных экзаменах в вуз. Задачи разного уровня сложности, но непременно с решениями и комментариями вузовских преподавателей. Раньше мы сотрудничали в основном с тремя факультетами МГУ: физическим, химическим и факультетом информатики и вычислительной техники. В наступающем году собираемся познакомить вас с задачами, которые предлагают на вступительных экзаменах МАИ, МЭИ и МГТУ.
В 2002 году начали публикации, посвященные единому государственному экзамену: давали задания и ответы к ним, аналитические материалы о результатах тестирования по разным территориям, рекомендации по составлению заданий.
Приятно, что наши читатели сохраняют интерес к традиционному конкурсу авторских методических разработок (“Я иду на урок”). Больше уроков, чем мы, не публикует ни одно приложение к газете “Первое сентября”!
За пять лет мы убедились, что оценку уроков, присланных на конкурс, лучше доверить не методистам и ученым, а самим учителям. Жюри формируется каждые полгода из тех педагогов, чьи уроки уже получили высокую оценку коллег. Сравнивая рецензии, мы выделяем те три-четыре урока, и их авторы становятся победителями.
Планы на следующий год?
Нас беспокоят результаты международных исследований: российские школьники уступают зарубежным сверстникам в умении обобщать материал, проводить аналогии, использовать полученные на уроках естественно-научные знания в реальных жизненных ситуациях. Мы думаем, в газете должно появиться больше заданий, которые будут развивать именно эти умения – сообразительность и практическую сметку.

Нана Дмитриевна КОЗЛОВА

ИСТОРИЯ

Готовим для вас “Революцию цветов”!

Задачи газеты «История» изменились. Когда мы только начинали выпускать еженедельник, учителя часто жаловались на нехватку исторической информации. В советское время учитель мог почти ничего не знать, скажем, о пакте Молотова–Риббентропа 39-го года. Сейчас эта информация уже хорошо известна, и нам не нужно заполнять информационный вакуум.
В чем же сегодня основные цели современного исторического образования? И как их осуществить, если мы сами пока еще смутно представляем, ради чего надо преподавать историю в школе?
На наш взгляд, цель гуманитарного образования не в том, чтобы вбить в голову ученика определенную сумму знаний, гораздо важнее приобщить ребенка к культурной традиции общества, в котором он живет.
Своими публикациями мы стараемся помочь педагогам обрести более целостную картину мира, чтобы он смог передать это видение ученикам.
Все яснее мысль, что история – не одни масштабные социальные и культурные процессы, есть еще жизнь простых людей. Научные абстракции и обобщения не должны заслонять собой человека.
Уже готовы к печати тексты, посвященные “революции цветов” 68-го года – одной из немногих альтернатив направлению, в котором развивается западная цивилизация, – попытка предложить миру иной взгляд на самого себя.
Как и раньше, будем знакомить читателей с историческими источниками. Опубликовано уже немало интересных первоисточников, которых прежде нигде нельзя было найти.
Готовятся к печати статьи в жанре исторического портрета, где будут не только портреты известных мыслителей и предпринимателей, но и история чикагского гангстера Франко. Ведь история – это еще и история преступлений.
Одна из задач преподавания истории – развитие интеллектуальных способностей детей. Ученику не обязательно знать, когда началась гражданская война в Испании. Полезнее научиться анализировать исторические тексты, научиться разбираться в степени достоверности информации, понимать, где автор искренен, а где лицемерит.

Анатолий Юльевич ГОЛОВАТЕНКО

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Приглашаем на Монмартр

И в новом году мы будем как всегда внимательно прислушиваться к советам читателей.
Например, скоро появится рубрика «Стандарты образования по французскому языку». Грядущий единый экзамен у всех вызывает чувство ужаса, потому что не очень понятно, что это такое. В новой рубрике будут материалы, которые помогут учителю разобраться в ситуации и почувствовать себя в безопасности.
Продолжится наше сотрудничество с Французским культурным центром и с посольствами Франции, Швейцарии, Канады и Бельгии. А значит, в газете обязательно будет появляться рубрика «Новости франкофонной жизни».
Обязательно будут публикации, помогающие ученикам и начинающим учителям. В учебниках плохо распределены упражнения с грамматическим материалом, что вызывает определенные сложности при подготовке к экзамену. Мы будем публиковать грамматические задания и тесты разной степени трудности.
Обязательно будем писать об Ассоциации учителей французского языка. Рубрика «Наше творчество» продолжит знакомство с творчеством детей. В ее рамках проводится конкурс, итоги которого планируем подвести к апрельскому марафону.
Как всегда, будут выходить специальные выпуски. Один из них (ждите его к марту) посвящен преподаванию языка в младших классах. Мысль о раннем изучении иностранного языка, на мой взгляд, очень верная. Но методики преподавания не разработаны. Специальный номер выйдет под названием «Французский язык на начальном этапе» и будет содержать рекомендации и наработки не только из опыта наших российских коллег, но и то, что накоплено в других странах. В продолжение уже существующего проекта в апреле выйдет третий специальный номер о современной французской песне.
Кроме того, мы разрабатываем вместе с Французским культурным центром совсем новый проект. Это специальный выпуск под названием «Магия Монмартра», который объединит огромное количество материала об известных людях, живших на Монмартре. В учебниках вы его не найдете.

Грета Александровна ЧЕСНОВИЦКАЯ

БИОЛОГИЯ

Покажите ребятам игуану в цвете!

Восемь лет мы регулярно задаем своим читателям один и тот же вопрос: что им хотелось бы увидеть на страницах еженедельника? На этот раз мы обратились к гостям весеннего педагогического марафона, организованного Издательским домом “Первое сентября”. Более шестисот педагогов из разных уголков страны откликнулись на нашу просьбу. И мы смогли сделать вывод: читателям интересны материалы еженедельника, востребованы ими. Даже очень опытные методисты находят важную и нужную информацию.
Ботанике, зоологии, общей биологии, экологии, здоровью человека, новостям науки и ее истории посвящены наши традиционные рубрики. В “Живом уголке” – советы по выращиванию комнатных растений. Для ребят всех возрастов – олимпиады, конкурсы, игры, кроссворды, экскурсии и викторины.
В 2002 году на страницах “Биологии” каждый месяц появлялись образцы детских исследовательских работ, присланных школьниками или их учителями. Что только не интересовало авторов! Близорукость и ее исправление, грызуны, фракталы... Возможно, кому-то из читателей эти работы подсказали, как лучше организовать детское творчество, исследование, эксперимент. Публиковать подобные материалы мы будем и дальше.
А новым проектом в 2003 году станет рубрика про биологические профессии и специальности. Чему может школьник посвятить свою жизнь, если он увлекается ботаникой или зоологией? Об этом расскажут известные и успешные люди. Первые интервью с ними мы собираемся поместить уже в весенних номерах.
И еще. Маленькая подсказка для тех, кто имеет доступ в Интернет: загляните на наш сайт, там цветные варианты фотографий, которые мы помещаем как черно-белые в газетных номерах. Покажите своим ученикам игуану в цвете!

Нина Геннадиевна ИВАНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru