Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Что читают учителя в Новом свете?

В американском журнале «Революция в образовании» регулярно появляется информация о новинках педагогической литературы, чтобы учителя могли учиться сами, узнавать о свежих идеях, о важных открытиях.
А кроме того, просто набираться сил, понимать, что они не одиноки в своих поисках. Конечно, у нас с вами нет возможности купить в соседнем магазине эти книжки, даже по почте не закажем – дорого. Но ведь интересно узнать, о чем пишут, что читают педагоги Америки. А что мы читаем по специальности?

Мэтью Эпплетон
«Свободное детство: самоуправление в школе Саммерхилл»


Перед нами новый дневник о жизни в Саммерхилле. Это лучшая книга, написанная о необычной американской школе, с тех пор как бестселлер А.Нилла, появившийся в 60-е, вдохновил учителей на поиски и свершения. Эпплетон осмысливает накопленный опыт и показывает, как, следуя призыву Нилла к свободе в образовании, самая известная в мире школа продолжает доказывать, что дети лучше растут в атмосфере свободы, доверия и самоуправления.
“Мэтью был нашим любимым учителем, мы вместе строили нашу школу. Его книга – это искреннее воспоминание о совместной работе. Читать ее не только приятно, но и полезно. Она заставляет задуматься над многими важными вопросами, касающимися современных методов воспитания детей” (Зоя Ридхед, директор Саммерхилл-школы, дочь А.Нилла).
“Новая книга о Саммерхилле чрезвычайно своевременна. Спасибо страстному перу Мэтью. Старик Нилл был бы горд” (Крис Меркоглиано, содиректор свободной школы, автор книги «Забудем об этом, чтобы идти дальше: история свободной школы»).

Дженнифер Голдман
«Моя жизнь – путешествие по домашним школам»


Автору 11 лет, и она описывает свои приключения, связанные с посещением разных домашних школ. Дело в том, что девочка учится дома, а заодно помогает своему дяде, Джерри Минцу, горячему стороннику альтернативных школ в США и Канаде. Дети всюду читают ее книгу и начинают писать собственные!
В книге 100 страниц. Вот ее содержание:

«До домашнего обучения: общественная школа
Поездка к Ниагарскому водопаду и в Торонто
Я попробовала учиться в частной школе
Поездка в Нью-Йорк, съемки на телевидении и в кино
Проблем в школе все больше
Поездка в Вирджинию: я начинаю учиться дома
Класс вопросов
Доклад “Необыкновенное происхождение повседневных вещей”
Встреча с домашней школой Лонг-Айленда
Поездка в парк Хекшер и музей охоты на китов
Поездка в Монтану
Поездка с друзьями в Калифорнию».

Давайте прочтем отрывок из первой главы:
«В основном моя школьная жизнь была довольно несчастной. Когда я начала учиться дома, жить стало лучше. Я не помню своего раннего детства, например детского сада. Но я помню, почему я не любила ходить в школу. Учительницу звали мисс Джей. Она была преподавателем из кошмарных снов. Однажды мы поспорили о том, кто должен написать в конце года торжественную речь. Я предлагала той, чье имя больше не хочу называть, прочитать вслух все написанные речи и вместе с классом выбрать самый интересный текст, чтобы ребята действительно думали о красоте выражений, а не о том, кто с кем дружит и кто кого боится. Ребятам моя идея понравилась. В итоге мою речь признали лучшей. Но учительница все время пыталась меня отстранить. Она вспомнила, что я не сдала пару заданий, и сказала, что, пока не справлюсь с ними, о выступлении могу и не думать. Мне пришлось писать какие-то упражнения, а ребята вместе обсуждали праздник. Лично я думаю, что это очень нечестно. Я пыталась рассказать о споре разным людям, но никто не слушал, так что мне пришлось самой справляться с обидой и несправедливостью.
Я многому научилась в школе, но многое узнаю от своей семьи. От мамы, папы, дядя Джерри, няни и дедушки. Моя няня сильно помогла мне во многих вещах, например в математике, когда я училась умножению. Она научила меня играть на фортепьяно. Мой дядя Джерри – один из главных героев этой книги наряду со мной».

Джон Тейлор Гатто
«Неофициальная история американского образования»


Гатто убеждает нас в том, что американская общественная школа эффективно выполняет то, что ей и предназначено делать: воспитывает послушных, обученных элементарным рабочим навыкам винтиков экономической системы, которые не будут подвергать сомнению необходимость контроля за их жизнью со стороны крупных предпринимателей. Он шаг за шагом раскрывает истинные цели создателей этой системы. Вы можете не согласиться с идеями автора этой книги, но вам стоит узнать о его выводах.

Сборник под ред. Дж.МИНЦА
«От коалиции сторонников самообразования – к творческому сотрудничеству»


Творческое образовательное сообщество – это главная идея книги, в которой мы найдем много достоверной информации и теоретических размышлений о настоящем и будущем образования. В книге широко представлены разнообразные интересные примеры – от домашних школ до школ самообразования, виртуальных институтов. Новый мир представлен здесь, мир истинного образования.
Вот отрывок из последней главы книги:
«Вообразите себе будущее, в котором люди смогут изучать, что хотят и когда хотят, независимо от возраста. Будущее, где образовываться мы будем всю жизнь. Где рухнут все преграды и мы будем добывать знания и опыт, сколько захотим. Где мы сможем и учиться, и преподавать, следуя своим потребностям и знаниям, повинуясь своему любопытству. Большинство школ сегодня далеки от этого идеала. Но то здесь, то там все чаще можно видеть людей, живущих по законам “светлого будущего”».

Перевод  Елены ИВАНОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru