Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Искусственный мир,
или Школа в маленьком городке

Приключения украинской старшеклассницы в американской провинции

Моя новая школа – там, куда я никогда не ожидала попасть. Хочу вам рассказать, как я все это вижу своими глазами. Начну с самого начала и совмещу рассказ о школе с мнением о самом месте – маленьком городке под названием Три Озера. Когда я только узнала, что мы собираемся уезжать жить в Америку, я представляла ее как большой город, утомляющий ночью множеством сверкающих и заманивающих реклам, где квартиры – этаже на сотом, а на улицах бесконечное движение людей и машин.
Через какое-то время, когда все стало немного более понятно, мне рассказали про маленький домик в лесу, на километр от которого ни одной живой души, – без центрального отопления и газа, но с множеством компьютеров внутри. У меня создалось очень странное впечатление обо всем этом.
Сначала я томилась всякими ужасными мыслями о том, что я умру там от тоски и от скуки. Сомнений было очень много по поводу всего этого, но мама, возлагающая большие надежды на будущее, меня очень подбадривала.
И вот я тут! В том самом лесу и в том самом домике, на километр от которого нет ни одной живой души. Скажу вам: сначала я смотрела на все это с открытым ртом, соображая, а туда ли мы приехали.
А приехали мы именно туда. Первой нас встретила задорная толстая собака, и я тут же подумала: “Ну вот и хорошо, со скуки я не умру теперь точно”. Не могла наглядеться на природу, окружающую нас. Зеленый лес, вокруг трава, умопомрачительные запахи, тишина, дом окружен деревьями так, что с дороги его не видно; при желании можно ходить хоть с ведром на голове, никто на тебя косо не посмотрит, потому что просто-напросто не увидит! Когда я обнаружила шикарное большое озеро, в котором, как оказалось, можно купаться, а вокруг этого озера, буквально в двух шагах от нас, множество маленьких домиков, я подумала: “Сказочный городок, здесь живет много людей, не так уж и одиноко”.
“Это рай”, – подумала я. И наверное, так же подумал бы любой, кто попал бы сюда после жизни в суматохе большого города России или Украины. Казалось, здесь нет ни бед, ни грусти, ни забот. Машины оставляют всегда открытыми. На многих домах вообще нет замков. Все построено на доверии. Все очень добрые, внимательные и отзывчивые.
Такое настроение длилось у меня ровно два месяца.
Пришло время идти в школу, а я до сих пор не знала английского, не знала никого из учащихся там, не знала о правилах и порядках.
Вот он, долгожданный день, я жду свой первый школьный автобус. А как там все будет, а как они меня воспримут, а как я там приживусь? Естественные переживания по этому поводу сделали время незаметным, и я очнулась от них только тогда, когда увидела уже подъехавший к дому автобус. Всю дорогу в автобусе меня смущали все те же переживания и раздумья...
Вот она, моя школа, красивая и большая, что еще нужно для полного счастья? Но, войдя внутрь здания, я вдруг внезапно вспомнила, что английский-то я не знаю. А свой класс найти все-таки хотелось. Побродила я по школе, поискала нужный кабинет, потом напрягла свою память и вспомнила, как спросить по-английски, где находится мой кабинет математики.
А кабинет математики находился как раз напротив меня. Ох, как хорошо, какие все улыбчивые, я ведь даже не привыкла к такому, учитель какой молодчина: то серьезный, то шутит с детьми, а дети-то – просто одна огромная семья.
Прошел первый в моей жизни урок математики на английском. У меня был в голове какой-то туман, 45 минут в такой компании меня поразили. Но теперь нужно было искать остальные кабинеты. Весь мой день прошел в безумной беготне в попытках найти свой класс, перерыв был всего четыре минуты. Я все время путалась и терялась в огромных коридорах.
Под конец дня я немного успокоилась, поняла, что в каждом классе я с разными людьми, так как тут каждый ребенок вправе выбирать предмет более приятный его сердцу. Мы ничего не знали об этом, поэтому уроки мне выбрал директор по своему усмотрению.
Каждый день я приходила в одни и те же классы, меня все стали узнавать и называть по имени. Наверное, если бы в моей одесской школе был иностранец, мы бы тоже испытывали к нему большой интерес. Ко мне очень хорошо относились учителя, не напрягали, если что-то не понимала. Иногда, вместо того чтобы писать тесты, я просто слушала. Но учителя, которые со мною были так любезны и совсем не мучили, на самом деле просто игнорировали меня, им не хотелось возиться с какой-то идиоткой, которая ну совсем ничего не понимает. “Пусть сидит, отсиживает себе заднее место, может, как-нибудь и выпрем ее из этой школы. И откуда она только свалилась к нам на голову?!”
Никогда они не встречались с такими проблемами. У них были ученики из разных стран, были даже из России, но я – совсем другое дело. В их школу присылают раз в год exchange students, это дети, которые очень хорошо знают английский язык, таких единицы в обычных школах, в специализированных, думаю, – чуть побольше.

У меня был безумный курс биологии. Я думала, что урок будет проходить примерно как у нас в школах: раз в год что-то расскажут. А тут просто кошмар: нужно было учить какие-то теории, которые, наверное, только в институтах одолевают, да и то с трудом. Но все тянулись, и я старалась изо всех сил. Когда мы впервые начали работать в лаборатории, я думала, совсем не выдержу. Я краснела, синела, белела... но это не помогало. Мы изучали тему скелета. По этому поводу довольный учитель раздал нам разные части оленей и все нужные инструменты для потрошения этого богатства. Ну ладно, справлюсь – порезала я оленя. Следом было занятие куда более неприятное. Кошки трехлетней давности должны были нам помочь в изучении строения мышц. Когда нам показали этих дохлых кошек, весь класс резко закатил глаза к небу и подозрительно побелел. Запах этих прекрасных животных пропитывал все вокруг, и не чувствовать его было просто невозможно.
В общем, это сложно описать, я после лаборатории весь оставшийся день ощущала этот запах, не могла ни есть, ни думать про еду. Потом мы резали оленьи сердца и овечьи мозги. Это было “прекрасно”, уверена, что какой-нибудь маньяк был бы на седьмом небе от счастья. А так как наш учитель был именно в таком состоянии, я начала в шутку думать: “Мой учитель по биологии уж не маньяк ли?”. Пусть не маньяк, но фанат своего дела – это точно.
Зато был замечательный курс алгебры и геометрии, которым я по сей день довольна, наверное, благодаря отличному учителю (абсолютно серьезно), он превращает каждый урок в развлечения. Не знаю, насколько это все полезно по программе – мы до сих пор проходим то, что в Одессе проходили в классе девятом, а я тут числюсь в 11-м.
Еще у меня был Study Hall – час для выполнения домашней работы или просто отдыха от биологии. На нем меня все устраивало, кроме отсутствия каких-либо кредитов за этот урок. Ну ничего, я тут первый год, мне нужно и для отдыха иметь время.

Дальше был ланч. Ни в каком быстром ресторане так не поешь. За $1.75 можно наесться и даже объесться, если пожадничать и взять всего побольше. Каждый день разное меню. Можно купить что-то домашнее, всегда разное. Любимое блюдо всех детей – картофельное пюре с грэви (куриная либо мясная подливка) и чиккен нагетс (куриные котлетки). Но можно купить еду и для “профессионалов”, то есть привыкших к быстрой и сухой еде, такой, как картофель-фри, гамбургеры, пиццы и всякие котлетки, жаренные во фритюре. Ну как? Вполне неплохо! Мне нравится!

После замечательного ланча у меня следовал не менее замечательный урок информатики. Я долго думала, кто в классе учитель, так как двое людей объясняли и помогали ученикам. Когда я наконец сообразила, кто учитель, а кто помощник, то поняла также и еще одну вещь: этот учитель вряд ли имеет хорошее представление о том, чему пытается нас, балбесов, научить. Стажер-помощник гораздо лучше разбирается в компьютерах.
Половина детей в классе пришли вообще непонятно по каким причинам. Видимо, решили, что это именно тот класс, где можно ничего не делать. Они сидели за моей спиной и обсуждали мою персону.
А вторая, меньшая половина класса состояла из компьютерных гениев. Они знали о компьютерах абсолютно все: вдоль и поперек, поэтому я тоже не понимала, что они делают в этом классе. Я была ровно посередине, о компьютерах имела небольшое представление, а о программировании мало что знала и не напрасно сюда попала, потому что хотела что-то знать и в будущем стать программистом. То есть я тут и не гений, но и не лентяй – все слушала с большим интересом, а то, что понимать было сложно, и не только потому, что английский плохо знаю, – так это уже другая история.

И последним за день уроком был урок под названием Civics – по-нашему это просто “право страны”. Я бы сказала честно, что это абсолютно ненужный никому предмет, на котором вообще не ставится цель кого-то чему-то обучить. Просто того требует программа. Но преподаватель, который ведет этот предмет, – всем учителям учитель! Мне даже кажется, что если посадить в этот класс лошадь, то и она начнет тесты по праву писать с успехом. Каждый урок – это своеобразное представление, как спектакль, где учитель сам играет все роли. Очень интересно, но только обидно – дети совсем не ценят этого. Как бы хорошо с ними ни обращались, им всегда хочется большего. Посидеть бы им денек в нашей самой обычной школе и послушать рассвирепевших учителей...
Спустя полгода учебы в “школе моей мечты” мне дали пробного учителя буквально на неделю: это была просто англоговорящая преподавательница, которая хоть немного адаптировала для меня урок. Спустя неделю у меня резко улучшились оценки, да и настроение тоже. Я пожаловалась ей, что не могу больше терпеть биологию, и она меня оттуда сняла, вместо этого договорилась, чтобы меня приняли на уроки рисования. А еще через неделю мне нашли отличную русскоговорящую учительницу.
Теперь оценки мои дошли до такого уровня, какие и должны быть, несмотря на то что я не знаю достаточно английский. Учительница активно помогает мне во всем. А школа и люди остаются такими же. Все знают все обо всех и обо всем. Никакой частной жизни.
За эти полгода я присматривалась к ровесникам и с ужасом замечала, что встречаются они с одними и теми же, как в фильме “Беверли Хиллз”, по замкнутому кругу. Ну это и понятно: городок небольшой, и круг общения на самом деле замкнут. По школе ходят влюбленные парочки, а через некоторое время опять влюбленные парочки, только замечаешь, что партнеры поменялись.
Я до сих пор сторонюсь каких-либо близких отношений, потому что опасаюсь дать лишний шанс в случае чего перемыть мне косточки. Думаю, в большом городе все было бы иначе. А в нашем все по-старому.
Я могу сравнить этот мир с миром, который построил отец Будды из желания создать ему сказку. В городе все жители были молодые и красивые, и Будда никогда не задумывался над тем, что существуют в мире голод, болезни и смерть. Если кто-то когда-то захочет отдохнуть в самом спокойном на земле уголке – это самое подходящее место. Но такому человеку, как я, которому всего только 16 лет, все это как-то не по душе. Поэтому, как только встану на ноги, закончу школу, поеду в большой город. Не знаю, как это будет, но будет!

Катя SHELL

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru