КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:
Франсуа ВАТЕЛЬ (1624–1671)
Людвиг ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951)
Александр Ефимович ИЗМАЙЛОВ (1779–1831)
Благонамеренность с дурной
репутацией
Александр Измайлов – писатель не для
дам, издатель не для критиков, герой не для
историков...
Раньше репутация была важна для
литератора. Ныне же, во времена унитазных судилищ
над сочинениями Сорокина, дурная слава –
замечательный рекламный ход. А во время оно имя,
скажем, И.С.Баркова в приличном обществе вслух
нельзя было помянуть: стыда не оберешься.
В этом смысле Александр Ефимович Измайлов все же
не так пострадал. Хотя и у него не репутация, а
анекдот. Причем висели на литераторе сразу два
ярлыка. Одним клеймом, под стать чуть ли не
барковскому, он был обязан пасквилю А.Ф.Воейкова,
еще в 1814 г. упрятавшего всю российскую изящную
словесность в «Дом сумасшедших» (свой
скандальный памфлет автор, редкостный склочник,
неоднократно дополнял вплоть до 1838 г.). Вот что
выпало в сем бедламе на долю Измайлова:
Вот Измайлов – автор басен,
Рассуждений, эпиграмм;
Он пищит мне: «Я согласен,
Я писатель не для дам.
Мой предмет: носы с прыщами;
Ходим с музою в трактир
Водку пить, есть лук с сельдями…
Мир квартальных – вот мой мир».
Как и в прочих шаржах Воейкова, суть
уловлена довольно точно: «носы с прыщами»
действительно имели место. Александр Измайлов
стал известным и даже популярным благодаря
сатирическому роману «Евгений, или Пагубные
следствия дурного воспитания и сообщества»
(1799–1801). Сам автор не без справедливой
самокритики называл потом своего первенца
уродом. Роман – совершенно в духе
«просветительского» дидактизма XVIII века (чего
только стоят фамилии главных героев – Негодяев и
Развратин), написанный в грубоватой «низовой»
манере («носы с прыщами»), без единого
добродетельного лица, что приятно отличает его
от других опусов века Просвещения. Измайлов
порой до того увлекается описанием порока, что
невольно начинает им любоваться. Причем это не
цинизм натуралиста, а веселое любопытство
жадного до впечатлений бытоописателя.
А уж когда в 1805 г. он обратился к главному и
любимому своему жанру – басням, то мир
квартальных и водки с сельдями раскрылся во всей
красе. Позже Белинский, обозревая допушкинскую
эру словесности, отметил, что басни Измайлова
«...возмущают эстетическое чувство своей
тривиальностью, зато некоторые отличаются
истинным талантом и какою-то мужиковатою
оригинальностью».
Разумеется, напрашивались аналогии и с
«мужиковатым» баснописцем № 1 – дедушкой
Крыловым (тоже, кстати, героем анекдотов той поры
по части обжорства и неряшливости). Но это
сравнение было не в пользу Измайлова. Вигель
писал: «Крылов умел облагораживать простой язык,
а этот (Измайлов) сохранял ему всю первобытную
нечистоту. Одним словом… это был Крылов
навеселе, зашедший в казарму, в харчевню или в
питейный дом». Абсолютно ту же мысль, почти слово
в слово, но со свойственной ему убийственной
лаконичностью выразил ехидный Вяземский:
«Баснописец Измайлов – подгулявший Крылов».
Как приклеился к Измайлову ярлык «писатель не
для дам», так и словцо «подгулявший» до сих пор
сопровождает его по страницам комментариев. Но
тут не Вяземский виноват, а сам Александр
Ефимович оконфузился.
Будучи с 1818-го издателем журнала
«Благонамеренный», выпускал он его очень
неаккуратно – книжки запаздывали месяцами, к
подписчику часто приходили сдвоенные и даже
строенные номера, а то и вовсе не приходили.
Историки замечают: «Нужно удивляться благодушию
тогдашней публики и долговечности издания,
продержавшегося при таких условиях почти девять
лет».
Спасало то, что к своей безалаберности издатель
относился с добродушно-циничным юмором, не
считая зазорным объясниться за невыход
очередного нумера прямо с читателем на страницах
журнала так:
Как русский человек,
на праздниках гулял,
Забыл жену, детей, не только что журнал.
Все ясно: как русскому человеку на
празднике не погулять? Но «лицеистам»-либералам
палец в рот не клади. Вот и Боратынский вывел
Измайлова под именем Сапайлова: «Тобой
предупрежден листов твоих читатель, // Что любит
подгулять почтенный их издатель».
Дело оставалось только за Пушкиным. А у него-то с
Измайловым были свои «эпиграмматические» счеты.
Пушкинское стихотворение 1825 г. «Приятелям»,
посвященное литературным врагам («…выберу
когда-нибудь любого: // Не избежит пронзительных
когтей…»), Измайлов неосторожно кольнул в
анонимной заметке. Пушкин отреагировал
моментально – эпиграммой «Ex ungue leonem» («По когтям
узнают льва»):
Недавно я стихами как-то свистнул
И выдал их без подписи моей;
Журнальный шут о них заметку тиснул,
Без подписи ж пустив ее, злодей.
Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих проказ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз.
А позже Александр Сергеевич
окончательно увековечил для потомков память
«журнального шута» (добродушный Измайлов не
обиделся), «свистнув» в «Онегине»:
Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках»!
Опять пришлись к месту пресловутые дамы,
а в «Примечаниях к “Онегину”» Пушкин счел
язвительно уточнить: «Журнал, некогда издаваемый
покойным А.Измайловым довольно неисправно.
Издатель однажды печатно извинялся перед
публикою тем, что он на праздниках гулял».
Вообще-то на современный слух «Благонамеренный»
– название пародийное, чем-то напоминающее
фамилию персонажа Салтыкова-Щедрина. Между тем
журнал Измайлова изначально мыслился как
издание серьезное – орган печати «Вольного
общества любителей словесности, наук и
художеств», выпестовавшего сочинителей третьего
и даже четвертого ряда русской литературы.
Однако при всей своей беспечности и балагурстве
Измайлов всерьез интересовался социальными
вопросами: в «Благонамеренном» был отдел
благотворительности.
Уже в XX веке исследователи попытались отмыть
пятно позора с «недамской» репутации Александра
Ефимовича, уверяя, что среди литераторов начала
XIX в. он был самым целомудренным, считавшим
излишне «сладострастными» даже стихи
Боратынского и Дельвига. И вообще это был верный
супруг, нежный отец и даже пылко-честный
гражданин: дослужившись в 1826-м до поста
вице-губернатора Твери, Измайлов со всей
решимостью сатирика напустился на тверские
злоупотребления, взяточничество и т.п. Он
восстановил против себя все местное начальство и
дворян, сочиняя басни про здешние порядки,
начальствующих лиц и учреждения. А его
стихотворение «Инструкция жене моей, тверской
вице-губернаторше» распространилось в списках
по всей России. Участь Ювенала на госпосту всегда
печальна, особенно в русской провинции (как не
вспомнить того же Салтыкова): тверские дворяне
подали на Измайлова жалобу, и его
вице-губернаторство на Волге закончилось.
Историкам литературы едва ли удастся доказать,
что сей персонаж комментария к «Онегину» –
писатель для дам. Да и редкие дамы XXI века, за
исключением, пожалуй, дотошных
студенток-филологинь, добредут до забытых басен
Измайлова. И совсем уж мало кто вспомнит, что и
Пушкин кое-чем обязан Измайлову: именно
благодаря первенцу-«уроду» Александра Ефимовича
– роману «Евгений Негодяев» – название «Евгений
Онегин» было для первых его читателей вполне
«говорящим». Но ныне – увы! – вопрос о смысле
названия «Евгения Онегина» звучит почти
анекдотически. Новые времена – новые анекдоты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|