Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
 

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Чем лучше совет, тем труднее его придерживаться?

А. Перед началом занятий сесть и честно ответить на вопрос: зачем нужна социоигровая методика вам лично на ваших занятиях, детям в их работе и на конкретном уроке?
Б. В ситуации, когда дети живо интересуются не вашим заданием, перенести этот их интерес (пусть даже к ботинкам соседа) в поле вашего урока. И в таком случае постараться слушать их с тем же вниманием, какого хотите добиться от них к вам.
В. Тогда каждое занятие станет полным чудес, открывать которые вам предстоит вместе.

Мария АНТОНОВА,
преподаватель биологии и литературы,
педстаж 5 лет

Складывается впечатление, что вы, пытаясь заинтересовать детей учебным процессом, сами пребываете в позиции над учениками. Чувствуя надзор учителя, дети воспринимают ваш способ работы просто как эксперимент (очередной?).
Совет 1. Попробуйте вместе с классом заняться Катиными ботинками. Пусть ребята закроют глаза и, сосчитав до трех, прокричат каждый по одному признаку Катиного ботинка. Успел – в одну команду, не успел – в другую. И начинайте урок!
В общем, пробуйте почаще «спускаться» к детям.
Совет 2. Продолжайте через практику искать «золотое сечение» демократии и необходимого для работы авторитаризма. Постарайтесь достичь равновесия в уважении детей к вам и к собственной свободе. Ученику собственные обязанности так же необходимы, как и чувство свободы.
Совет 3. Знакомясь с опытом коллег, работающих в социоигровом стиле (воочию или по описанию в статьях), отмечайте для себя секреты рабочей дисциплины.

Наталья ЖЕРЕБИЛОВА,
аспирантка 2-го года обучения,
ведет развивающие игры

1. Мне кажется, что нельзя применять никакие методики, а тем более социоигровые, просто так. Прыгать, строиться, разбиваться на тройки ребята начнут с удовольствием, если будут видеть (хотя бы на подсознательном уровне), что это помогает им достигнуть желаемого. А для этого надо, чтоб появилось это желаемое (что совсем не звучит в письме Елены).
2. На самом деле демократический стиль поведения учителя хорош далеко не всегда и, самое главное, не со всеми. Ведь ученики – очень разные, семьи у них разные, они и демократический стиль поведения учителя воспринимают по-разному. Для одних это проявление силы, а для других – проявление слабости учителя. А вот авторитарность допускает одинаковое ко всем отношение, поэтому она проще.
3. Мне кажется, что важно также честно ответить для себя на следующий вопрос: почему я хочу демократично вести себя с учениками? И если ответ на этот вопрос будет: “Чтобы меня любили ученики” – то надо немедленно отказаться от такого поведения. Не надо стремиться, чтобы вас любили все ученики. Это непрофессионально и часто создает конфликтные для учеников ситуации. Профессионально – если вы способны создать общий рабочий настрой. Тогда ребята поверят в то, что методики (какими бы странными они ни казались) помогают им в решении ваших общих задач. Тогда вам не придется думать о стиле руководства, а можно будет в зависимости от ситуации и ее участников применять ту или иную методику проведения занятий.

Юлия ВИТКОВСКАЯ,
педагог-психолог

1. Не путать дисциплину с демократией. “Свобода” допускается в рамках общего дела: каждый из участников делового задания имеет право на свою роль в оркестре. Урок не игра по нотам, а джазовая импровизация.
2. Понять, что приказной тон необходим для оргмоментов урока. Но он уместен только при мелких, легко выполнимых действиях: “Встали!”, “Сели!”, “Развернулись!”, “Поменялись местами!” и так далее. Главное, чтобы учитель командовал четко и поощрял дружное выполнение простого совместного задания. Тогда класс сам откорректирует работу учеников, выпадающих из слаженности и ритмичности действий, и избавит тем самым учителя от диктаторского выяснения отношений.
3. Быть для учеников непредсказуемой в предстоящих событиях урока. Вводить моменты неожиданности и случайности при формировании малых групп. Чаще оценивать работу группы в целом (один за всех, все за одного).

Антонина ТУРУКИНА,
учитель химии,
педстаж 25 лет

1. Прежде всего я бы разделяла обязательные занятия и факультативные типа “уроков театра” (они могут быть в расписании обязательных занятий, но всем понятно, что оценка по этим предметам незначима). Факультативы – это ближе к занятиям по интересам.
2. Урок – это обязательная форма занятий, и невозможно проведение урока в чисто демократическом стиле. Не надо обманывать нас и пытаться заигрывать с учениками.
3. Другое дело – на факультативах, куда приходят добровольно. Но и на таких занятиях прежде всего, мне кажется, надо установить некое подобие дисциплины. А вот уже потом учителю можно и применять на нас всяческие вычитанные откуда-нибудь новшества.

Соня ГАВРИЛОВА,
16 лет, ученица 10 класса

Ответ во многом сформулирован самой Еленой. Дело в том, что не может быть демократических отношений с рабом или крепостным. Демократические отношения можно выстроить только с человеком, свободно и осознанно решающим собственные жизненные задачи и склонным сотрудничать в этом процессе с другим человеком. Пока задача, поставленная учителем на уроке (любом!), не стала внутренней задачей самого ребенка, нет и не может быть демократии.
Именно на это должны уходить все технологические ресурсы. Не на лукавство, не на изысканную педагогическую ложь, которые заставят ребенка сидеть над заданием, интересным его учителю, а на то, чтобы найти способы и средства трансформации педагогической задачи в личную жизненную задачу ребенка. Должен появиться смысл выполнения того или иного задания. И если задание трудное, у ребенка появится желание сотрудничать с учителем в его выполнении. И тогда возможна демократия.
И последнее. Если дети доверяют педагогу, любят его, они достаточно долго могут заниматься каким-то делом только потому, что им с увлечением или с настойчивостью занимается учитель. Не стоит над душой, не сидит со зверским лицом за своим столом, а делает вместе с детьми.

Марина БИТЯНОВА,
школьный психолог

1. Ничего не меняйте! Это ваш стиль, игра идет по вашим правилам, соотношение хаоса и порядка в норме.
2. Помните, что классификации служат упорядочиванию мыслей о фактах жизни, но саму жизнь не исчерпывают.
3. Чаще пишите. Смелей, еще смелее рисуйте правдивые картины школьной жизни! Они нужны учителям, так как идеальная педагогическая доктрина, изгоняющая с урока все подлинное и возможное, плодит в учительской среде жуткие комплексы неполноценности.

Людмила Кожурина,
учитель русского языка и литературы,
педстаж 25 лет

У меня как раз с утра почти такая история. Наорал на всех и поставил половине класса отметки(!). И дети – кто тройки получил – считали меня злым…
Тут нет готовых рецептов. Мы же не роботы! Все зависит от ситуации, от утреннего настроя, от того, как предыдущий урок прошел... И от класса зависит, и от погоды, и от… фазы луны, и от...
Главное, мне кажется, – любить их всех такими, какие они есть. Со всеми их ботинками, самолетиками, ленью, хихиканьями, разговорчиками, дурацкими рожами и прочими прибамбасами. Но при этом можно и из класса выгнать (на минутку!), если палку кто перегнул...

Сергей САВЕЛЬЕВ,
учитель музыки и информатики,
педстаж 8 лет


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru