Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ 

Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора средней школы № 15
станицы Владимирской Лабинского района
Краснодарского края

Говорим о требованиях к подготовке выпускников, когда нет даже соответствующих учебников...

Если рассматривать старшую школу как рынок знаний и информации, то можно предположить, что для государства, заказчика образовательных услуг, компетентность (компетентности) молодежи будет востребованным товаром. Но станут ли товар со знаком качества “компетентность” заказывать и приобретать наши граждане? Кто проводил маркетинговые исследования российского рынка образовательных услуг?
Родителей не интересует абстрактное понятие “компетентность”. Им важно, насколько будет востребовано и реализовано образование, полученное ребенком. Конечно, они беспокоятся, в каком учебном заведении тот продолжит учебу, на каком факультете. Но они также интересуются специальностями или рабочими профессиями, которые могли бы приобрести их дети за время обучения в школе. Да, профилизация средней школы, возможность углубленного изучения общеобразовательных дисциплин необходимы российскому образованию. Но также видна, особенно на селе, необходимость качественной интеграции общего среднего и начального профессионального образования. И если старшеклассник вместо компьютера как предмета изучения выбирает трактор и с этим согласны его родители, то можно ли ему дать оценку “некомпетентный”?
Процесс взаимоотношений учителя и ученика – творческий, к нему не применимы однозначные правила и нормы. Поэтому, чтобы школьники, учителя и родители были компетентными в общении, обучении, самообучении и воспитании, необходимо дать им больше свободы. Их компетентность будет формироваться в условиях свободного творчества. Школам нужно вести свои исследования, реализовывать собственные проекты, учитывающие местные условия. Разработка и внедрение педагогических проектов совместно с учениками важны не только тем, что совершенствуется образовательный процесс. Происходит также развитие учителей и детей как активных участников проекта и развитие местной социокультурной среды.
Утверждение, что в основе требований к подготовке школьников должны лежать философские, методологические понятия, – своевременное. Но пусть правила игры будут понятны всем участникам образовательного процесса. Если мы хотим формировать у детей новые качества, то родителям, учителям, методистам, самим ученикам должно быть известно, как и чем возможно объективно измерить эти качества.
Говорим о компетентности как о параметре образованности человека, гражданина, когда большая часть общества этого термина не понимает. Говорим о требованиях к подготовке выпускников, когда нет соответствующих учебников, обучающих и контрольно-измерительных материалов. Традиционно русское: “Хотим, чтобы получилось лучше, а получится, как всегда”. Или: “Делай то, не знаю что”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru