Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Тысячелетие России


Смирнов В.Г.
Россия в бронзе.
Памятник “Тысячелетию России” и его герои.
М.: Вече, 2002

Книга Виктора Смирнова по-своему уникальна. Это не только история создания памятника “Тысячелетию России” в Великом Новгороде и биография его автора – скульптора Михаила Микешина. Здесь читатели также найдут рассказы об изображенных на памятнике в общей сложности 110 выдающихся деятелях российской истории и культуры. Жаль только, что в конце книги нет их алфавитного постраничного указателя. Кроме того, здесь содержится подробное искусствоведческое описание знаменитого памятника, а также история его спасения от вывоза в Германию в 1944 году и последующей реставрации 96-тысячетонной громады. Как отмечает автор в предисловии, памятник “рассказывает о тысячелетней истории громадной страны, но изображает ее такой, какой она виделась современникам. Это бронзовый сгусток идей и надежд того времени; в сущности, перед нами памятник великим реформам Александра II”.
24-летний живописец Микешин в ноябре 1859 года выиграл конкурс, объявленный Санкт-Петербургской академией художеств, опередив маститых академиков и профессоров. Он был сыном небогатого дворянина – героя-партизана войны 1812 года. Насчет даты, когда праздновать тысячелетие Руси, вышел спор. Некоторые историки трактовали летописные данные так, будто Рюрик был призван на княжение в 852 году. Но большинство, возглавляемое известным историком Николаем Погодиным, держалось традиционного 862 года. Их поддержал и император Николай I, написавший: “Того мнения и я, ибо так учен был в свою молодость, и слишком стар, чтобы верить другому”. Это решило спор. Но возвели памятник уже при Александре II.
Попутно Смирнов касается и “варяжского вопроса”. Ведь памятник Микешина был задуман прежде всего как памятник Рюрику – легендарному основателю Русского государства. Автор книги отмечает, что в последние годы жизни Сталина, в эпоху борьбы с космополитизмом, “особое раздражение у властей вызывала фигура Рюрика. Материализованный в бронзе варяг самим своим видом опровергал официальную науку, объявившую его сказочным, вымышленным персонажем. Норманисты в те годы приравнивались к генетикам и запросто могли оказаться в ГУЛАГе”. Смирнов справедливо утверждает, что слово “русь” происходит от древнескандинавского rops, означающего “гребцы”, т. е. участники похода на гребных судах. Аналогично викинги – это участники “вика”, морского похода на парусных судах. По морю норманны шли под парусом, а по рекам Восточной Европы им приходилось плыть в основном на веслах, отсюда и “русь”. По мнению Смирнова, “скандинавские дрожжи помогли взойти славянскому тесту”, и в самом общем виде с таким образным определением процесса образования Древнерусского государства можно согласиться. А вот предложение дополнить памятник скульптурными изображениями Жукова, Сахарова, Солженицына, Королева, Гагарина, Рахманинова, Шаляпина, Шостаковича, Есенина, Бунина, Шолохова не представляется правильным. Каждый памятник – это памятник своей эпохи, и не стоит его переделывать. Может быть, к 2000-летию России и стоит возвести еще один монумент с новым набором персонажей. Но кто, кроме Рюрика, попадет в их число, сегодня не возьмется предсказать никто. Все будет зависеть от политических и эстетических симпатий правителей и скульпторов.
Следует отметить, что короткие очерки о персонажах памятника весьма насыщены интересной информацией. Среди их героев – те, кто хорошо известен и сегодня, вроде Пушкина, Гоголя, Петра Великого, Владимира Святого… Иван Грозный блистательно отсутствует. В либеральную эпоху Великих реформ заклейменный Карамзиным тиран не считался положительным героем русской истории. Да и неудобно было ставить ему памятник в Новгороде, отданном в 1570 году опричникам на разграбление. Зато среди фигур памятника оказались многие ныне незаслуженно забытые государственные деятели. Например, соратник Петра Великого Яков Долгорукий, неподкупный президент ревизион-коллегии, любивший повторять: “Царю правда лучший слуга. Служить, так не картавить, картавить, так не служить”. Однажды на царском пиру среди всеобщей лести он весьма критически отозвался о правлении Петра, за что против ожидания не только не лишился головы, а удостоился царской похвалы. И об известных исторических личностях Смирнов сообщает малоизвестные подробности. Так, император Николай I, которого до недавнего времени рисовали у нас в учебниках истории одной только черной краской, оказывается, обладал недюжинным самообладанием и мужеством. В холерном 1831 году он не испугался без охраны выйти к разбушевавшейся толпе на Сенной площади и несколькими словами успокоил людей.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru