Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОБЫТИЕ...

Ольга  ДАШКОВСКАЯ

Ректоры согласны на ЕГЭ.   Президент – на монополию ведомственных вузов и возвращение им налоговых льгот

6–7 декабря в МГУ состоялся
VII съезд Российского союза ректоров

Деньги для высшей школы: пустячок, и потому неприятно…

В. Садовничий поставил вопрос о возвращении вузам льгот по налогу на прибыль.
Напомним, что с 1 января 2002 года, со вступлением в действие главы 25 второй части Налогового кодекса, все внебюджетные заработки вузов облагаются налогом на прибыль в размере 24%. К тому же вуз не вправе самостоятельно тратить не только бюджетные средства, но и доходы от сдачи в аренду помещений, оказания платных образовательных услуг.
По мнению В.Садовничего, вуз должен сам определять порядок расходования заработанных им средств, а казначейство – лишь контролировать и проверять соответствие этих расходов доходам.
Президент В.Путин поддержал критику в адрес казначейских и налоговых органов и пообещал решить эти проблемы в пользу образования. И сразу же авансом выдал еще несколько обещаний.
Например: «В ближайшее время на 243% возрастут ассигнования, направляемые на комплектование библиотечных вузовских фондов». И тут же объяснил, почему решено так серьезно раскошелиться: «Внушительность данного показателя объясняется тем, что затраты на эти цели до сих пор были практически нулевыми».
То же самое касается и надбавок за ученые степени и звания для профессорско-преподавательского состава, которые планируется увеличить втрое. Как заметил президент, «пустячок, а приятно». Действительно пустячок, если, по словам ректора Санкт-Петербургского университета Ларисы Вербицкой, кандидаты наук будут получать на 600, а доктора – на 1000 рублей больше. Ассистенты, рядовые преподаватели прибавки пока не получат.
Зато в постановлении съезда наличествует тезис о «поэтапном повышении заработной платы работников образования, обеспечивающей к 2004 году достижение уровня, равного уровню средней заработной платы в промышленности»…

Качество образования приносит доходы.
Теневые…


«Несмотря на огромное число студентов, – сказал в своем выступлении президент В.Путин, – наши государственные организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов. Частные компании все еще вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы».
Чтобы решить эту проблему, с 2003 года планируется введение конкурсного распределения государственного задания на подготовку специалистов. А при Министерстве образования, как известно, уже сейчас действует так называемая «полиция качества» – специальные выездные комиссии оценивают качество работы вузов, правда, как правило, негосударственных.
Виктор Садовничий в своем докладе сравнил коммерческие вузы, не обеспечивающие пресловутый «должный уровень образования», с финансовыми пирамидами, а их деятельность по выдаче дипломов поставил в один ряд… с наркобизнесом.
В скором времени российским вузам в соответствии с документами, подготовленными Союзом ректоров совместно с Министерством образования, будут присваиваться различные категории (1, 2, 3), а лучшим – звание ведущих.
Стоит ли говорить, что скорее всего именно «ведущие» вузы получат приоритет при распределении госзаказа на подготовку специалистов, а значит, дополнительное финансирование.

Минусов больше, чем плюсов.
И все-таки…


По общему признанию ректоров, залогом качественной подготовки специалистов в вузах является высокий уровень общего образования.
Здесь необходимо выделить две основные темы: стандарты и ЕГЭ.
Стандарты по естественно-научным дисциплинам подверглись резкой критике в докладах Жореса Алферова и Виктора Садовничего. Особенно в связи с созданием интегрированных курсов, «склеенных» из кусочков физики, химии, биологии…
Но настоящим лейтмотивом заседания стал ЕГЭ.
«ЕГЭ, по сути, направленный на сближение высшего и общего образования, полностью всех проблем в этой сфере не решит» – эти слова из выступления президента В.Путина лучше всего характеризуют ситуацию вокруг одного из главных китов модернизации.
Общее мнение отражено в постановлении съезда, в котором осуждаются «проявления формализма, попытки администрирования, поспешность в принятии крупных решений» о масштабных социально-экономических экспериментах по введению ЕГЭ и ГИФО.
Кроме того, вместо обещанного сокращения репетиторства, как отмечается в документе, «повсеместно набирают силу новые формы платной подготовки к ЕГЭ, натаскивания на тесты и репетиционные испытания. Выявились существенные изъяны самой технологии проведения ЕГЭ и низкое качество КИМОв».
Что же касается
ГИФО, то ректоры прогнозируют, что и это нововведение «привнесет в гарантированное Конституцией право на образование элементы искусственной имитации рыночных отношений».
Вывод ректоров таков: «Совокупность этих факторов ставит под вопрос как объективность самого ЕГЭ, так и его преимущества перед традиционной формой выпускных и вступительных испытаний».
«Какой бы ни был ЕГЭ, он не позволяет улавливать 5% самых талантливых ребят, – заметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – Для их выявления нельзя ограничиться лишь одной централизованной формой проверки знаний: необходимы олимпиады, творческие конкурсы, другие виды испытаний».
«У нас нет общественного доверия к нынешней системе поступления в вузы», – попытался урезонить собравшихся председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов.
Депутата не услышали…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru