Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Нам нужна информационная поддержка!

Может быть, не каждому, кто начинает новое дело, нужна помощь. Не знаю. Мне всегда везло, всегда рядом находились люди, которые могли посоветовать, как сделать официальной работу, проводимую в школе в инновационном режиме, как правильно оформить документы, как представить результаты педагогического поиска. Но я работала в ближайшем Подмосковье и в Москве и легко могла найти знающих людей, посоветоваться с ними. А как быть тем, кто пробует изменить школу к лучшему там, где рядом нет учителей-новаторов и ученых, с которыми можно посоветоваться?
Наличие интеллектуальной, моральной, психологической, правовой помощи инновационным школам, пожалуй, и показывает, насколько государство заинтересовано в них.

Что есть и чего не хватает

В чем заключается интеллектуальная помощь? Безусловно, не в готовых идеях, которые предлагается апробировать на местах, и не в организации курсов повышения квалификации, которые регулярно проходят все педагоги. Хотя они бывают важными, интересными, полезными, но... они организуются “сверху”, через руководящие структуры, которые и решают, чему будут учиться учителя, а чему нет. К сожалению, интеллектуальный голод так не утолить. У каждого учителя, в каждом педагогическом коллективе есть свои запросы, которые часто не могут быть удовлетворены институтами повышения квалификации.
Педагогическая пресса, газеты и журналы, издающиеся специально для учителей и руководящих работников школ, в нашей стране пользуются спросом, возможно, самым высоким в мире. Где есть спрос, там, как известно, появляется и предложение. Помню, как были поражены японцы, узнавшие, что в Издательском доме «Первое сентября» еженедельно выходит больше двадцати газет для учителей разных профилей. Каждый может выбрать ту газету, которая ему нужнее, ближе, интереснее.
Многочисленные педагогические журналы «Директор школы», «Обучение в России», «Обучение за рубежом», «Перемена» давно востребованы на рынке. Но тем не менее появляются все новые и новые: «Демократическая школа», «Новые ценности образования»...
Такое количество разнообразных изданий показывает, что интеллектуальный голод не утолен. Учителя хотят учиться, узнавать о новом, но, к сожалению, выписать литературу им часто не позволяют средства. Многие школы, увы, тоже не могут подписаться на необходимые издания! В школах часто не хватает денег на мел, парты ломаются, где уж тут найти средства на развитие педагогической библиотеки? Но это не оправдывает структуры, финансирующие школы: учитель, не повышающий постоянно квалификацию (а не раз в несколько лет!), никогда не сможет привить своим ученикам любовь и уважение к образованию.
В России, в мире постоянно проводятся конференции и семинары по вопросам образования, на которые те, кто реально им (образованием) занимается, не имеют возможности выехать все из-за того же отсутствия денег. Конечно, кто-то скажет, что учителям это не нужно, что они не хотят участвовать в подобных мероприятиях. Нет, это не так! Может быть, не все, может быть, один-два человека из школы, но всегда найдутся люди, не только жаждущие такого общения, но и способные на равных участвовать в семинарах, дискуссионных клубах, выступить с интересными докладами. Только никто их туда не приглашает и не помогает найти деньги на дорогу.
Часто информационный голод так и остается неудовлетворенным, к нему начинают привыкать (так легче жить!), а потом учителя перестают желать чего-то нового (все равно никому не нужно!), из людей заинтересованных превращаются в отбывающих на работе положенные часы.

Не лекции, а диалог

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Тот, кто встает на путь творческого поиска, просто обречен на взлеты и падения, часто вслед за радужным восприятием происходящего приходит более глубокое понимание, а вслед за этим повышается требовательность к себе, к результатам работы, наступает разочарование и даже депрессия. И здесь местный школьный психолог (если таковой имеется) вряд ли сумеет помочь. Необходимо общение с другими людьми, прошедшими через подобные ситуации и преодолевшими их.
Оказывается, многие учителя пишут письма в газету, но не отсылают их, помогая таким образом самим себе в трудных ситуациях на работе. Учителя, особенно те, кто стремится вывести школу на новый уровень, – люди, безусловно, изобретательные. Но кто подсчитает, сколько интересных методик было загублено на корню только из-за того, что в момент естественного спада людям было не с кем посоветоваться, просто поговорить?
Огромные средства выделяются государством для повышения квалификации учителей. А почему бы не позволить использовать те же деньги не только для обучения в официальных институтах, но и дать желающим возможность обсуждать насущные проблемы с коллегами на проблемных семинарах, симпозиумах, конференциях? Ведь один учитель, сумевший вырваться и проработать там, принесет гораздо больше пользы всей школе, чем десять, отсидевших лекционные часы.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru