Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

О чем учителя не спрашивают родителей...

На сайте “Inter-педагогика” продолжается обсуждение вопросов, связанных со школьной жизнью детей. Участники форума даже готовы предложить свой проект реформы образования

Что может сделать администрация школы при составлении расписания, планировании контрольных и проверочных работ?

Кошка. Ответьте мне, пожалуйста, зачем контрольные проводят, и я скажу как.

Ирина Хоменко. Аттестация детей происходит, насколько мне известно, вот для чего:
– проверки уровня знаний,
– диагностики темпа его развития,
– подбора оптимальной учебной нагрузки,
– мотивации дальнейшей учебной деятельности.
Вроде бы ничего не забыла.

Кошка.
1. Проверка уровня знаний.
Контрольная по физике (оптика): сделать в классе с плотно зашторенными окнами систему линз и зеркал, которая бы ярко освещала весь класс при включении одного фонарика и не привела к пожару.
Контрольная по геометрии и программированию: написать программу, которая бы определяла местоположение курсора мыши относительно расположенных на экране объектов.
Контрольная по истории и литературе: назвать произведения авторов, описывающих Первую мировую войну, и описать свое мнение о знании авторами предмета.
Контрольная по химии: сделать тринитротолуол.
Контрольная по географии и информационным системам: для заданной учителем страны после 10 минут сидения в Интернете рассказать, что он будет с собой брать и чем там заниматься при условии, что поедет в эту страну. Всех отправившихся в Африку без прививок, в ОАЭ без паранджи или в Индию загорать приглашать в следующее путешествие на пересдаче.
2. Диагностика темпа его развития.
И что потом учителя делают с этой диагностикой? По моему опыту, ничего.

Ирина Хоменко. Здорово (про контрольные)! Только один учитель редко сможет справиться с потоком активности детей. Вы себе представляете, что будет происходить в классе во время экспериментальной работы?:)) Но сам подход чудесный. Для меня метод проектов вообще предпочтительнее – и детям интереснее, и учителю спокойнее. Когда ребята делают что-то по своей инициативе, обстановка совсем иная. А вот по поводу диагностики не соглашусь. И вот почему. Не знаю, как большинство учителей, но эту цель аттестации я бы назвала ведущей, потому что именно определение уровня способностей (возможностей) ребенка играет решающую роль при выборе методов его обучения и уровня его учебной нагрузки!

Alice. Парадокс, но я бы предложила устраивать контрольные почаще. Противников “стрессов для ребенка” хотелось бы убедить, что если проверку знаний воспринимать как стресс, то в последующей взрослой жизни каждый шаг можно рассматривать как непрерывную цепочку стрессов. А вот направленность этих работ я бы изменила. Это должна быть не проверка степени вызубренности информации, а диагностика умений и навыков ее использования и применения на практике.

Наташа. Везде то и дело говорят о недостаточности финансирования бюджетом бесплатного образования. И я подумала, что бесплатным-то ничего не бывает (ну, кроме сыра в мышеловке). Сначала мы отчисляем налоги в бюджет, потом просим и умоляем государство хоть частичку этих денег потратить на наших же детей. В общем, опять замкнутый круг. Недостаток финансирования – недостаток хороших учителей – неспособные найти работу ученики – низкие зарплаты и низкие налоги – недостаток финансирования. Этот круг можно разорвать в трех местах:
1. Финансирование. От государства можно, конечно, получить подачки, но их будет явно недостаточно. Значит, не переставая теребить государство, нужно внедрять и альтернативные способы финансирования. Общественные фонды и частные пожертвования – тоже своего рода подачки. Что-то говорят о попечительских советах...
Далее. Гранты. Даются ли они школам, педагогам, ученикам?
Еще. Помещения – то, на чем все и всегда делали деньги. Сдавать помещения (спортзал, пару классов), правда, не всем подряд, а например, тем, кто в спортзале будет вести секцию аэробики, дзю-до или латиноамериканских танцев.
Можно организовать производство чего угодно – от выпечки блинов до программного обеспечения. Все это может принести деньги школе, плюс трудовые навыки и понятия о бухучете и современной экономике детям.
2. Мотивировать хороших специалистов. Вести платные кружки и секции. Устраивать поездки по городам России, в ближнее и дальнее зарубежье (если родитель может оплатить поездку ребенка, то оплатить билеты ребенка плюс 10% билета взрослого – реально). Плюс, конечно, приличная зарплата. Без этого – никак.
3. Изменить программу на более жизнеориентированную. Если предыдущие пункты можно начать вводить на любом уровне от школ до Министерства образования, то этот пункт требует более солидной подготовки и затрат. Без помощи государства и коммерческих структур тут уже не обойтись.

Нужно ли менять содержание образования, уменьшать количество часов на те или иные предметы, чтобы немного разгрузить детей?

Alice. Для меня содержание образования – проблема гораздо глубже, чем количество часов. ЧТО ребенок должен знать и УМЕТЬ – содержание, а уж расчасовка приложится. А содержание менять нужно – оно сейчас абсолютно не соответствует требованиям общества и рынка труда к выпускнику школы и будущему специалисту.
Так и видится картинка 2 сентября: счастливые первоклашки идут в школу. Огромные банты, белые рубашки с бабочками и яркие жесткие рюкзаки за спиной. Все “богатство”, купленное для начала новой школьной жизни, гремит и перекатывается внутри рюкзачка. Если хочешь, это и есть картинка современной системы образования.
Пройдет 10–12 лет, и они выйдут из школы с тем же бессистемным грохотом за спиной – грохотом полученных знаний.

Ирина Хоменко. Уточню вопрос. Какие предметы нужно включить в учебный план для того, чтобы можно было получить умения, необходимые для дальнейшей жизни? Литераторы стонут, что мало часов на литературу или русский язык, физики – что на физику, математики хотят, чтобы все дети умели решать сложные математические уравнения (они и вправду нужны?). А ведь забыли еще и трудовые навыки – я считаю, что это самый большой минус. Пришить пуговицу не всех дома научат. Не говоря о том, чтобы утюг починить.

Наташа. Когда литератор “стонет”, что ему не хватает часов на литературу, а физик – на физику, они вовсе не хотят воспитать личность, они хотят экстенсивным путем увеличить количество мусора в голове ребенка, не заботясь о том, что ребенок с этим будет делать дальше. Причем каждый учитель хочет засыпать в эту голову как можно больше “своего” мусора. И никого не волнует, умеет ли ребенок его систематизировать, раскладывать “по полочкам” и определять зависимости и отношения между кусками знаний из разных куч. В какой-то степени этому учат точные науки. Но увы, не всех и недостаточно.
Я бы ввела обязательный предмет, который назывался бы, например, “системное мышление”. Правда, я бы его сначала ввела для руководителей всех мастей, членов правительства, работников Министерства образования, да и всех министерств, для учителей и, наконец, для учеников.
Следующий предмет, который я бы ввела, – это логика. И обязала бы всех учителей изучить ее тоже. Меня как математика сильно утомляет бытовой идиотизм типа: “А если все с крыш будут прыгать, ты тоже прыгнешь?”
Отсюда – еще один предмет: психология. Умение понимать себя и окружающих людей, умение не обижать и не обижаться, способность защитить себя от морального давления, способность разрешить конфликт мотиваций (“Хочу быть богатым, но лень что-то делать”)...

Ирина Хоменко. Что бы я обязательно ввела в школьную программу – так это подготовку молодых людей к семейной жизни. К сожалению, отсутствие профессиональных кадров дискредитировало эту идею. У нас в вузе психология семьи изучается только на четырех факультетах из двадцати. Так что перспектив практически нет.
Однако сегодня недостаточное знание психологии не позволяет выпускникам сэкономить силы и направить ресурсы в нужное русло. Скольких ошибок они могли бы избежать, будь у них хотя бы элементарные знания в этой области.
Поэтому мне кажется, что психологию нужно вводить не в рамках ОБЖ, а именно как самостоятельную дисциплину – с тренингами, проектами, выпускными работами. Тогда представление детей о Мире Человека и себе самом обязательно изменится.

Автор сайта – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург
Наш адрес: www.inter-pedagogika.ru
Начало в “ПС” №80 от 19.11.02.
Продолжение следует

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru