Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ 
Александр АДАМСКИЙ

Школе остается только молиться...
на районного методиста

Ведь теперь именно он будет контролировать соблюдение принципа светского образования

22 октября Министерство образования распространило специальное письмо № 14-52-876 ин/16, в котором рекомендует субъектам РФ ввести в рамках регионального компонента новый учебный предмет «Православная культура».
В приложении к письму дано примерное содержание предмета. Проанализировав этот документ, можно предположить, что практическая реализация циркуляра ведомства приведет к тому, что средняя школа в России перестанет быть светской.

В образовательной политике последних лет сформировалось два возможных направления: либо школа становится основой гражданского общества, либо в ней культивируется принцип «православие, самодержавие, народность», провозглашенный, что характерно, министром народного просвещения С.С.Уваровым. Самодержавие, правда, ныне именуют вертикалью власти, а народность выражается в том, что образование – это «наше все». Ведомство и Российская академия образования выбрали, судя по выпущенному циркуляру и активным шагам в сторону реставрации школьного единообразия, путь православной тоталитарной школы, в которой, как в инкубаторе, возрождается общество единоначалия и послушания.
При этом в министерстве утверждают, что «проведено научно-педагогическое обоснование преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Хотя, может быть, это и лишнее: ведь, по мнению министерских экспертов, «культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все (выделено мною. – А.А.) ее сферы глубоко связаны с православием».
Заявление о том, что все сферы культуры России связаны с православием, выглядит сильным преувеличением. Прежде всего потому, что в России есть светская культура. К тому же в многонациональной и многоконфессиональной стране все сферы культуры и жизни не могут быть глубоко связаны с единственной конфессией. А если такая связь провозглашается, то единственная возможность ее утвердить – идеологическое подавление остальных культур. То, что такая идеология будет проводиться через школу, – чрезвычайно опасная затея.
Поскольку Министерство образования выпустило официальный циркуляр, то и анализировать его нужно, апеллируя к официальным документам.
Так, например, требования российского законодательства к содержанию образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано на:
“обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства”,
должно обеспечивать:
“адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
(Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 14 “Общие требования к содержанию образования”).
При этом принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 2) провозглашены:
… 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании».
Казалось бы, введение преподавания одной из религиозных культур прежде всего препятствует самоопределению личности, создает правовую коллизию относительно прав граждан неправославного вероисповедания. И уж тем более неадекватно современному уровню знаний и современной картине мира.
С нашей точки зрения, здесь имеет место грубое нарушение принципа светскости образования и свободы в образовании.
Но авторы циркуляра из этих же посылок делают прямо противоположные выводы.
Они пишут в документе, разосланном по всем органам управления образования России: «Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается:
1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры».
Ну то, что методическими средствами невозможно решить методологическую проблему, – об этом известно, наверное, всем, кроме министра образования.
А простое объявление религиозного знания «культурологическим, неиндоктринальным» вовсе не обеспечивает соблюдения принципа светскости, поскольку сам учебный предмет выстроен как образовательная модель религии, а не как культурологический экскурс. В этом легко убедиться, посмотрев саму программу учебного предмета «Православная культура» (www.ed.gov.ru/sch–edu/prkult/let.html).
Далее принцип светскости реализуется, с точки зрения авторов циркуляра, «правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование».
С нашей точки зрения, это не что иное, как профанация принципа вариативности образования. При сложившейся в школьном образовании системе единообразия, несамостоятельности школ, полной зависимости как административной, так и финансовой от органов управления право на выбор превратилось в пустую формальность. Но есть еще педагогическая проблема: а как практически будет проходить процедура выбора? Представьте себе реальную ситуацию: директор школы или классный руководитель проводит родительское собрание, например, в московской школе где-нибудь в Марьине или в Печатниках, и говорит:
– Поднимите руки те из родителей, кто не хочет, чтобы их дети посещали уроки «Православной культуры»?
И если в классе есть хотя бы один мальчик из «нерусской» семьи, в какое положение попадают родители?
Следующий аргумент чиновников: они считают – светскость обеспечивается «организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий».
При чем здесь независимость от конфессий – документ прислан из федерального органа управления образованием, а не из Патриархии. А уж от министерства школы зависимы или нет?
И наконец, последний аргумент, своего рода вершина бюрократической веры в себя и свои способы управлением образования: светскость будет обеспечиваться «методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры». Это означает не что иное, как право и даже обязанность районного инспектора или методиста (может, даже специальную единицу введут – «методиста по надзору за соблюдением светскости при изучении православной культуры»?) проверять, насколько изучение православия не нарушает принципа светскости. Интересно, а как это будет проверяться? По какой шкале? В каких единицах? Какие меры будут приниматься? Снова будут наказывать директоров: одних – за то, что препятствуют введению учебного предмета «Православная культура», других – за то, что при изучении «Православной культуры» нарушается светскость школы?
Нам кажется, что ни один из министерских аргументов в пользу того, что введение «Православной культуры» обеспечивает соблюдение принципа светскости, не выдерживает критики.
Введение в российских школах учебного предмета «Православная культура» не только нарушает принцип светскости, но практически превращает светскую школу в религиозную, православную.
А теперь представьте себе, как на это отреагируют представители других традиционных конфессий, особенно радикалы из их числа… Сколько тяжелых конфликтов спровоцирует этот циркуляр!
Известно, как ведомство озабочено перегрузкой школьников. Именно это явилось причиной разработки и введения самой нелепой для образования новации – стандартизации содержания образования.
В День учителя, принимая деятелей образования в Кремле, президент Путин назвал перегрузку учеников запредельной. Через две недели после этого министерство рассылает циркуляр, в котором рекомендует ввести в школах еще один предмет, да такой сложный, такой объемный, как будто школа намерена готовить не просто очень верующих православных, а по крайней мере будущих священнослужителей.
Вот как авторы разосланного по всем органам управления образованием министерского письма видят само преподавание предмета: «В начальной школе в виде основного учебного предмета “Православная культура” с нагрузкой 1 ч. в нед. в 1–4 (1–3) классах и (или) путем интеграции его содержания в преподавание курсов отечественной истории, русского языка, чтения, родиноведения, региональных историко-обществоведческих учебных курсов.
В основной школе в виде основного учебного предмета “Православная культура” с учебной нагрузкой 1–2 ч. в нед. в 5–9 классах 11-летки (5–10 классах 12-летки) и (или) в виде ряда учебных курсов, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры (“История Церкви”, “Библейская история”, “Церковно-славянский язык”, “Церковная музыка”, “Традиционная русская культура” и др.).
В старшей школе в виде основного учебного предмета “Православная культура” с учебной нагрузкой 1–2 ч. в нед. в 10–11 классах 11-летки (11–12 классах 12-летки) и (или) в виде модульных учебных курсов по выбору учащихся, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры (“Православное искусство”, “Православная литература”, “История православия”, “Православная этика” и др.).
Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на образовательные области – «Обществознание», «Филологию», «Искусство», часов регионального (национально-регионального) компонента образования, часов компонента образовательного учреждения».
Показательной является рекомендация преподавания «Православной культуры» «за счет часов» других предметов. Это означает, что министерство с легкостью может жертвовать светским содержанием, светскими предметами в пользу религиозного содержания.
…Объем газетной статьи не дает возможности детально анализировать само содержание курса, возможно, это еще удастся сделать в ходе дискуссии, если ведомство как-то отреагирует, затронув еще и вопрос о том, кто будет преподавать этот предмет. Но сейчас хочется закончить прогнозом: а к чему может привести этот шаг?
Как ни парадоксально, введение с таким мощным рекомендательным давлением предмета «Православная культура» в школу приведет к результатам, прямо противоположным замыслу. По крайней мере тому замыслу, который декларируется: повышению уровня нравственности.
Школа сегодня испытывает глубокий кризис содержания образования как раз из-за того, что именно учебный предмет перестал нести образовательную, развивающую миссию, эта форма организации содержания образования безнадежно устарела, вызывает у школьников, как правило, отторжение материала, негативную реакцию. Это видно, например, на отношении выпускников к классической русской литературе – насильное изучение вызывает отторжение настолько глубокое, что преодолевается десятилетиями.
Если в Министерстве образования хотят отвратить детей от религии – необходимо обязательно вводить учебный предмет «Православная культура».
Любой профессионал это понимает.
Значит, дело в другом.
Может быть, деятели церкви хотят показать обществу и власти, что православие в России – это уже больше чем религия? Что влияние церкви на общество перешло какую-то границу и мы вернулись на несколько веков назад?
Тогда какую роль во всем этом играет школа? Лаборатории, экспериментальной площадки? И если эксперимент будет успешным, на какую еще область нашей жизни распространится влияние православия? На семью, науку, искусство, экономику?
И горе тем, кто с этим не согласен?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru