Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Бурятия

С чего начинается педагогический поиск?

Может быть, с решимости изменить безысходное положение, в которое попали твоя школа и твои ученики. Именно с этого началось преображение школы в бурятском поселке Горхон

Фото из архива школы

Многое изменилось в нашей стране за последние десять лет. По-другому стали жить люди, стало иным и отношение к школам. Лишь некоторые из них стали развиваться гораздо интереснее, получили возможность общаться с зарубежными коллегами, смогли использовать грантовые средства для развития инновационной деятельности.
Большинство школ России совершенно неожиданно лишилось мощной экономической поддержки шефствующих предприятий. Заводы, фабрики, коллективные хозяйства, железная дорога, многие организации и предприятия пришли в убыток и, естественно, никакой финансовой поддержки теперь не могут оказать школам, находящимся рядом с ними. Особенно остро эта проблема встала перед школами в небольших поселках и селах: многие взрослые лишились работы, новых рабочих мест нет и в ближайшем будущем не предвидится. В результате целые семьи уезжают из отдаленных мест, снизилась рождаемость, сегодняшние ученики не видят никаких перспектив на своей малой родине. И только школа в силах остановить этот процесс.

Как помочь моим ученикам?

Именно в такой ситуации, вместе с сотнями других школ, оказалась и та, о которой сегодня пойдет речь. Раньше люди жили там довольно богато (люди, работавшие на железных дорогах, получали куда больше, чем работники умственного труда) и были уверены в своем будущем. Школа ежегодно принимала около пятисот ребятишек, имела возможность вывозить их за счет шефов (здорово – бесплатные билеты в любой конец России!), например, на работу на детской железной дороге. Дети не только осваивали разные профессии, но и имели неоценимую возможность учиться и переучиваться, общаться со сверстниками из всей России. Настоящее дело, новые знакомства...
Жизнь изменилась, и нам, учителям, нужно постараться так перестроить работу, чтобы помочь подрастающему поколению адаптироваться в новой обстановке. Многие понимают: если сегодня (завтра может быть поздно!) не изменить структуру школы, ученики могут просто-напросто потерять себя во взрослой жизни. Вот и начинают педагоги сложнейший поиск, хоть и знают, что в зарплате прибавки не будет, а вот трудностей и проблем явно прибавится!
Не все ребята будут поступать в вузы, не для всех важно знать высшую математику и генетику. Однако каждому молодому человеку придется сделать выбор пути, каждый должен уметь договариваться с новыми людьми, отстоять свою точку зрения, научиться тому, что требуется для работы, и переучиться, если вдруг потеряет прежнее место. В развитии этих навыков детям не поможет никто. Эксперимент, который начинается самими педагогическими коллективами, означает, что другими средствами педагоги просто не могут разрешить создавшихся проблем.
И учителя ищут новые пути в обучении, несмотря на то что научных консультантов у них нет, несмотря на то что окружающие смотрят на них зачастую с удивлением и непониманием. Но, как известно, терпение и труд все перетрут. Ведь на самом деле взрослые готовы к переменам, просто не всегда они проходят легко и быстро. Именно такой путь поиска выбрал коллектив учителей в поселке Горхон Заиграевского района Бурятии. Это рассказ о поиске, который еще не увенчался находкой, но дорога выбрана, а значит, есть шанс найти то, что ищем...

А ниточка крепится к иголке

Педагогические коллективы всегда разнородны: одни люди работают себе спокойно, другие постоянно будоражат всех окружающих. Говорить о том, кто нужнее, бессмысленно: жизнь всегда устанавливает необходимое равновесие. И почти везде находится человек, стремящийся к новым, нестандартным решениям.
С Тамарой Семеновной Пакуловой, бывшим директором Горхонской средней школы, а ныне – учителем и руководителем зарождающегося педагогического эксперимента, мы знакомы уже давно, правда, в основном заочно. Еще во времена первого ИУМа в нашей газете (рубрики «Институт учительского мнения») она была постоянным корреспондентом, с тех пор ее письма публикуются в «ПС» практически регулярно. У нас ее письма, у нее наша газета – так и проходило общение.
Как и многие другие наши читатели, Тамара Семеновна все это время занималась добровольной просветительской работой в своей школе. Она приносила заинтересовавшие ее статьи коллегам, рассказывала о новых методиках на педагогических советах. Потом поверила в то, что нужно изменять школу в целом, выращивать Школу-парк, а не приспосабливаться к классно-урочной системе. Но один в поле (в парк-школе тем более) не воин. Два года назад учителя согласились попробовать начать эксперимент. Чтобы провести работу, которую уже удалось сделать, потребовалось не только мужество и бескорыстность, но и большое, искреннее доверие друг другу. Только сложившийся сильный педагогический коллектив мог решиться на такие шаги.

Шаг первый

Представляю, как было трудно, сколько споров, бесед прошло, прежде чем работа была начата. Да, учителя согласны, что детей нужно учить учиться и переучиваться, что самое важное сегодня – сформировать у ребенка его собственный заказ на образование, тогда будет не страшно выпускать его во взрослую жизнь. Но как это сделать? Школа-парк, конечно, хорошая идея, но где найти деньги, чтобы заплатить учителям за дополнительную работу; как составить расписание, чтобы дети могли выбирать уроки; где найти необходимое количество кабинетов; как уследить за детьми, чтобы они не разбежались вообще; как ребята и их родители отнесутся к такому нововведению; смогут ли учителя работать в открытой парковой системе, как им помочь... Вопросов наверняка было гораздо больше.
В Горхонской школе нашли свой ответ. Два года назад там был восьмой класс, в котором всем было трудно работать: многие дети просто уходили из школы когда им заблагорассудится, учиться не хотели, а возможно, и не могли. Причины были разные, но не в этом дело. Решили дать этим ребятам (одному классу, чтобы попробовать осторожно, не нарушая уже сложившегося, отлаженного процесса) свободу выбора занятий в течение третьей учебной четверти. И учителя школы согласились проводить эту работу... бесплатно! Нет, не подумайте, что я ратую за неоплачиваемый ударный педагогический труд. Но это, на мой взгляд, очень важный параметр любого творчества, когда стремление сделать лучше сильнее стремления получить выгоду.
Очень показательно, что для первого шага был выбран самый трудный класс. Как правило, именно так апробируются многие педагогические идеи, что вполне логично: если дети, которые с трудом занимаются по обычным методикам, в обычной структуре, изменят свое отношение к учебе в результате новации, значит, она имеет право на существование. Хотя, если честно, бывает очень обидно, когда после этого кто-то говорит, что, мол, все эти новшества хороши только для слабых и отстающих детей, а с остальными нужно работать по старинке, так надежнее.
В Горхонской школе договорились следующим образом. Учителя, у которых есть “окна”, в это время работают с теми учениками восьмого класса, которые захотят к ним прийти. То есть объявляют о своих открытых парк-студиях. Педагоги, которые в это время ведут занятия по расписанию, отпускают всех желающих детей на студии. Казалось бы, все просто: одни принимают, другие отпускают...
Нет, конечно, это было очень трудное, напряженное время для всех учителей. Ведь им пришлось перестраивать свои способы работы в данном классе: если в любой момент (точнее, на любой перемене) может смениться состав учебной группы, нельзя вести занятие по привычной схеме: введение – закрепление – контроль. Каждому учителю приходилось пересматривать само понятие “знание”, проводить принципиально иную работу: вести уроки по индивидуальным планам, открывать творческие лаборатории, вместо того чтобы проходить учебные программы... Тамара Семеновна Пакулова в это время анализировала выбор учениками парк-студий, помогала им. Думаю, что в этой ситуации в постоянной поддержке нуждались и педагоги. Об этом говорит мой личный опыт: я помню, как переживали учителя в моей команде, когда мы начинали работать в открытой, парковой образовательной системе. Каждому было необходимо рассказать, кто к нему пришел, а кто от него ушел. Каждый пробовал новые методы, искал поддержки в своей правоте. В Горхонской средней школе продержались в таком режиме работы целую учебную четверть. Это много, очень много.

Шаг второй

Первый шаг показал, что дети не разбежались, что некоторые особенно сложные ребята стали лучше относиться к занятиям, посещали студии с удовольствием. Конец учебного года всегда приносит в школу массу организационных проблем. Начало поиска было положено, но что же дальше? Открывать такую же структуру для девятого класса или взять других детей и позволить им приобрести подобный опыт? Снова просить всех учителей работать в свои «окна» или сделать более структурированное поле, когда дети будут понимать, что именно в это время они учатся в открытых парк-студиях? Как построить работу в студиях? Проводить эксперимент в течение всего учебного года или?..
Выбрали следующий вариант. Семь членов коллектива для двух шестых классов одновременно открыли свои парк-студии. Правда, всего на два урока в неделю, но изменив при этом содержание работы: в студиях велась проектная и исследовательская деятельность. Финансовой поддержки снова никакой: два учителя отпускали детей со своих уроков, а остальные в это время работали в свои “окна”. Работа продолжалась одну четверть, а потом все вместе провели заседания Малой школьной академии, где дети (в том числе и из других классов) представили свои труды. И успешно!
Вот, кажется, и все. Мало, скажет придирчивый ученый. В других школах внедряют годами новые методы работы на уроках, создают целые образовательные программы, разрабатывают спецкурсы, проводят огромную работу в дополнительном образовании. А тут всего-навсего сделали попытку изменить форму обучения лишь на небольшой промежуток времени, да и то не во всей школе.
Но часто именно так, медленно, осторожно, развивается образовательная инициатива “снизу”. Ученый, апробирующий в школе свою методику, не отвечает за конкретных детей, они для него лишь материал для исследования. Учитель, пробуя и открывая новое, не вправе ни на секунду забыть о судьбах учеников и абстрагироваться от ежедневных проблем. Поэтому такая инициатива и должна развиваться медленно.

Шаг третий

Начало нового учебного года, новые вопросы о продолжении работы. А стоит ли ее продолжать? Никакой новой образовательной системы не построено, и если двигаться такими мелкими шагами, то кому это нужно?
Нужно детям, которые не могут ждать, пока все идеи и методики будут апробированы и утверждены министерством, которые учатся в сегодняшней школе и скоро станут взрослыми людьми независимо от того, чему их научили в школе, а чему нет. Именно в этот момент сомнений, раздумий и тревог педагогического коллектива я и посетила Горхонскую школу. Мой приезд вовсе не был случайным: он планировался уже давно. Из переписки я знала, что там развивается идея Милослава Балабана о Школе-парке, а значит, если у меня есть опыт в становлении и развитии такого типа инноваций, я должна ближе познакомиться с работой: может быть, в чем-то смогу помочь, и уж точно там обогатится и мое понимание сложного процесса становления свободных школ. Зачем? Все с той же целью: чтобы помочь другим, тем, кто тоже начнет такую работу. Я глубоко убеждена, что любое общение обогащает всех его участников, что произошло и на этот раз.
Сначала семь учителей, участники исследования в прошлом учебном году, планировали дальнейшее развитие своего педагогического поиска. Было видно, что все они почувствовали вкус работы в открытом пространстве: когда дети приходят не из-за того, что уроки стоят в расписании, а потому, что нуждаются в помощи, поддержке, знаниях именно этого учителя. Оказалось, что независимо друг от друга учителя открыли кружки и факультативы, на которые пригласили ребят из разных параллелей: мол, так, в разновозрастной группе, гораздо удобнее работать. И никаким новшеством это не считают, просто так всем больше нравится.
Во время обсуждения одна учительница сильно волновалась: у нее как раз проходило занятие в такой группе одновременно с нашим обсуждением, и она постоянно стремилась вырваться к детям. Я предложила ее заменить и, покинув команду учителей, обсуждавших перспективы развития своей школы, пошла к детям. Было очень интересно посмотреть, что происходит на таких занятиях.
Когда я зашла в класс, две девочки стояли у доски и, улыбаясь, что-то читали вслух по очереди по своим тетрадкам. Когда они закончили чтение, другие стали будто бы продолжать за них: спокойно, друг за другом, каждый прочитал написанный им кусочек текста. Никакого гама, все знали, что нужно делать. Дети улыбнулись мне: “Здравствуйте!”– и продолжили работу.
Но учителя-то в классе не было! Почему же все продолжали действовать так скоординированно? Немного позже я поняла, что старшая девочка организовывала весь процесс: давала возможность высказаться каждому, сама говорила очень серьезно, всегда по делу. Шли дополнительные занятия по русскому языку, которые могут посещать дети из разных классов. Правда, за партами сидели одни девочки. Я спросила, почему.
– А мальчишкам это неинтересно!
Ага, значит, эта работа проводится не для тех, кого выбрал учитель (чтобы подтянуть отстающих, например), а для тех, кому интересно.
– А что вы сейчас проходите? Кто выбрал программу, по которой занимаетесь?
– Вы знаете, учительница сначала хотела, чтобы мы делали одно, а мы предложили другое, так что в результате все вместе взяли и придумали, как будем заниматься в эти часы!
Стало понятно, почему для учителя было так важно, чтобы занятие состоялось: работала открытая парк-студия, куда пришли дети, которым это было действительно нужно и интересно, а отменять и переносить студии нельзя – слишком теряются в такие моменты дети, могут даже обидеться и перестать заниматься вовсе. Ох, трудная эта задача – работа и учеба в открытом свободном пространстве!
Да, работа по развитию парковой образовательной системы в данной конкретной школе действительно велась, и причем очень эффективно. В то время как учителя пытались мне это рассказать, дети просто продемонстрировали хорошую работу открытой разновозрастной студии. Поэтому я не буду пересказывать доводы педагогов, приводимые ими “за” и “против” парка, и я уверена, что они мне это простят. Их главные “доводы” весело занимались рядом с ними русским языком и показали все очень убедительно: они хотят свободы в обучении, они могут ею пользоваться, она им просто необходима.

Проектирование

Конечно, никто наш разговор проектированием не называл, просто снова вместе собрались учителя, которые хотят сделать свою школу лучше и готовы взять на себя ответственность за эту работу.
Какие дальнейшие шаги можно предпринять? Все согласились, что проще всего (и целесообразнее) продолжить исследование с детьми, участвовавшими в эксперименте в прошлом году, то есть с нынешними семиклассниками. Но как организовать свободное пространство на этот раз? Учителя решили, что предложат семиклассникам один день в неделю (в течение шести уроков) заниматься в парк-студиях. Подсчитали, получилось, что можно предоставить ребятам выбор из трех-четырех парк-студий, работающих параллельно по два академических часа.
Но тут появился и другой вариант. В Горхонской школе во вторую смену ведутся занятия с ребятами, бросившими учебу по разным причинам (часто этим “детям” за двадцать). Как я поняла, это своеобразная поселковая вечерняя школа, где желающим окончить школу без посещения обязательных уроков даются индивидуальные консультации, принимаются зачеты. Там работают те же самые учителя. А почему бы не пригласить детей из первой смены в эти часы? Конечно, только тех, кто захочет. Получится своеобразная парк-школа, которая будет открыта всю неделю. Это стало вторым вариантом будущей работы по проекту.
Долго спорили, а потом пошли со своими предложениями (с двумя разными проектами)... к детям. Пошли, чтобы посоветоваться, чтобы выбрать вместе верное решение, чтобы улучшить свой проект. Ребята деловито разбились на группы и стали задавать вопросы, высказывать идеи и предложения. Сначала шло обсуждение первого проекта.
– А если я не успею закончить работу в студии, когда я смогу ее продолжить?
– А если во время студий захочу пойти на какой-нибудь урок в восьмой класс, я могу это сделать или нет?
– А почему только мы будем выбирать?
– А почему мы будем так работать только один день в неделю?
– А как повлияет (и повлияет ли) работа в студии на отметку по предмету?
Вопросы сыпались как из рога изобилия. Я не первый раз была на подобном обсуждении и должна отметить: дети очень быстро замечают и четко формулируют основные проблемы, которые могут возникнуть в проектах парк-школ. Действительно, если можно выбирать из трех мест, то почему именно из трех, если в школе одновременно работают более двадцати учителей? И почему другим детям выбирать не разрешают (может возникнуть конфликт в будущем)? Но, как говорят у нас в парламенте, данный проект был принят “в первом чтении”: дети согласились, что так можно будет работать, если учтут их замечания.
Вот со вторым вариантом оказалось сложнее. Не захотели ребята переходить учиться во вторую смену: хозяйство, выполнение домашних заданий – нет, лучше уж один день, но в первую смену. Тут учителя заметили, что на самом деле два проекта вовсе не противоречат друг другу, а напротив – дополняют. И предложили детям третий проект, интегрирующий первые два: один день занятий в студиях в первую смену, а те, кто не успеет выполнить работу за это время, смогут продолжить работу и во вторую. При этом дети будут иметь право не выполнять домашнее задание по предмету, которым они занимались в студии. Во вторую смену смогут прийти и ученики других классов.
Этот шаг (совместное проектирование с учениками) очень важен, даже принципиален. Он изменяет ситуацию в целом: то, что будет происходить в школе дальше, не станет “экспериментом над детьми” (что на самом деле опасно). Это будет совместным поиском выхода из сложной ситуации, со-трудничеством и со-творчеством. По мере обсуждения становилось ясно, что дети привыкли к такой работе: они приняли и серьезно проблематизировали один из предложенных учителями проектов, разбили в пух и прах другой. А в самом конце дискуссии требовательно задали самый главный вопрос, который (пока) поставил в тупик учителей: “А когда начнем так учиться-то?” Эти дети вряд ли пустят дальнейшее развитие проекта на самотек (я имею в виду – лишь на желание учителей). А значит, их заказ на собственное образование уже начал формироваться, и довольно активно.
Третий проект, появившийся в результате обсуждения с детьми, снял многие проблемы, которые были ими обозначены. С ним команда учителей и пошла к своим коллегам: теперь нужно обсудить будущую работу со всеми членами педагогического коллектива. Даже если кажется, что часть педагогов работают внутри одной школы в некотором автономном режиме, это лишь заблуждение. Те, кто рядом, могут сильно повлиять на работу мини-команды, поддержать ее или разрушить. Школа остается единой системой. Понимание этого, объединение коллектива вокруг появившейся новации чрезвычайно важно для всей работы.
Как лучше рассказать коллегам о том, что задумано? Можно, конечно, посадить всех в класс и дать слово руководителю проекта. Но будут ли коллеги слушать подобный доклад? Услышат ли все тревоги, переживания? Захотят ли задавать возникшие вопросы и высказывать свои идеи, предложения? Чтобы избежать такой ситуации, решили, что рассказывать будут одновременно все члены инициативной группы, но в малых группах: одному-двум коллегам. Так и сделали. Я наблюдала за работой со стороны: шло настоящее обсуждение, люди спорили друг с другом, делились мнениями.
В результате оказалось, что почти всех проект заинтересовал. Учителя начальной школы с готовностью спросили, а что бы они могли изменить в своей работе (может быть, со временем они тоже предоставят детям возможность выбирать), а один педагог предложил не следовать полумерам, а сразу открыть парк во всей школе, например на месяц, а потом посмотреть на результаты и подумать более серьезно.

А дальше...

Следующий шаг обсуждения проекта пройдет уже без меня: о предполагаемой работе расскажут родителям учеников, будут советоваться с ними. И конкретное, окончательное решение будет принято позже, без посторонних глаз, и это правильно. Главное – в нем будут принимать участие все, кого касается проблема: учителя, дети и родители учеников.
Так зарождаются новые педагогические идеи в школах. Конечно, речь идет не только об одном конкретном учебном заведении. Думаю, что практически везде учителя думают, мучаются, ищут, как лучше и, главное, чему они должны успеть научить своих детей за 11 лет, проведенных в школе. За время работы с педагогическим коллективом Горхонской общеобразовательной школы я поняла, как важно, начиная педагогический поиск, отказаться от желания внедрить какие-то новые методики и педагогические технологии и сосредоточиться на своих учениках, на проблемах, которые они не могут разрешить без помощи взрослых.
И только когда будут сформулированы те трудности, которые необходимо преодолеть, только тогда можно думать, а как нужно работать, чтобы помочь своим ученикам вырасти счастливыми людьми. Ведь мы желаем нашим детям именно счастья, хоть и подменяем часто эту простую и самую важную цель образования мечтами о сдаче выпускных экзаменов и поступлении в институт. К сожалению, получить высшее образование и быть счастливым человеком далеко не одно и то же...
И думать о будущем каждой конкретной школы нужно всем вместе, взрослым и детям, учителям и родителям. Потому что задачи у нас общие, а значит, мы должны и можем помогать друг другу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru