Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛАД 

Герард КИМЕКЛИС

Самая сильная слабость маэстро

Геннадий Рождественский и его питомцы

Геннадий Рождественский непредсказуем. То отваживается, скажем, на художественное руководство Большим театром и вскоре оставляет его, то своими симфоническими и оперными новшествами вызывает на себя шквальный огонь пишущей братии и недругов, отвечая им тем же, то эпатирует общественность книгой “Треугольники”, в которой отражается свободолюбивая независимость его суждений, не претендующих на массовое признание. Однако слава Богу, что прославленный во всем мире мастер, несмотря на свое гипертрофированное самолюбие и нашу бесцеремонность, временами остается свободным от заграничных вояжей и снова начинает работать в России.
Совсем недавно он одарил Первопрестольную великолепным фестивалем “Геннадий Рождественский и его ученики”, где перед публикой Большого зала Консерватории предстал не только сам герой события, но и его иностранные питомцы, аспиранты и выпускники Московской консерватории – Лижия О’Риордан (Ирландия), Алваро Манзано (Эквадор) и Рамиро Сориано (Боливия). Все они отнюдь не начинающие школяры, но уже сформировавшиеся, признанные и увенчанные наградами и званиями профессионалы.
Следуя своей счастливой слабости, Рождественский вновь блеснул присущей ему неординарностью. В программу фестиваля вошли все двенадцать редко звучащих у нас Concerti grossi op. 6 Генделя, отчего гениальный немец, знаменитый создатель классического ораториального жанра, каким его обычно знают, явился еще и автором оркестровых сочинений, не растерявших за долгие столетия со дня их написания ни свежести, ни привлекательности. В наше приземленное время сочинения его вносят свет и гармонию чувств. Если весь цикл Concerti grossi можно смело приравнять к вселенной наших переживаний, то каждая из миниатюрных частей любого Concerti подобна капле воды, в которой отражается бездонная глубина сиюминутного человеческого состояния.
Исполнителем шедевров Генделя стал не столь примелькавшийся москвичам, но популярный в мире камерный оркестр “Ансамбль XXI века”, организованный еще в 1989 году Лижией О’Риордан и финской скрипачкой Пией Сиирала. Он стал первым в тогдашнем Советском Союзе международным музыкальным коллективом: иностранцам не разрешалось музицировать в одном оркестре с советскими студентами.
Быть может, именно поэтому ирландка Лижия решила остаться в России. Впрочем, были и иные, отнюдь не второстепенные причины. Как считает Лижия, “здесь лучшая в мире струнная школа. И самая эмоциональная, чуткая, экзальтированная и благодарная публика. В России люди нуждаются в музыке, как в кислороде”.
В 1993 году в знак протеста против отмены концерта ансамбля дирекцией Большого зала Консерватории О’Риордан объявила голодовку – в Москве у памятника Чайковскому.
Отстаивая свое право на независимость и признание, коллектив выступает в городах Австралии и Великобритании, Эстонии и Швейцарии, Германии и Венгрии, даже в стойбищах оленеводов на Крайнем Севере России. Ему рукоплещут концертные залы столицы, аплодируют дети разных племен и народов, многие из которых впервые слышат классическую музыку в живом исполнении и которым посчастливилось оказаться в огромной географической орбите Международного тихоокеанского фестиваля (масштаб – от российского Заполярья до Чили), задуманного и осуществленного неутомимой Лижией О’Риордан.
На фестивале “Геннадий Рождественский и его ученики” оркестр, состоящий из молодых музыкантов, еще раз подтвердил свой высокий профессионализм, незаурядный вкус и умение вступать в тесный духовный контакт со слушателями. Этому, конечно, немало поспособствовали его дирижеры во главе с самим Рождественским. Развернулась впечатляющая панорама их ярких индивидуальностей, каждая из них внесла в бессмертную музыку Генделя свое самобытное видение и шарм. Было и нечто общее, что сблизило этих таких разных художников – сама школа Геннадия Рождественского с ее нетрадиционностью творческих решений, завораживающим артистизмом и безупречной дирижерской техникой, которая становилась предметом эстетического наслаждения.
Академичный и проницательный эквадорец Алваро Мазано, рефлексирующий и поэтичный боливиец Рамиро Сориано, ослепительная и властная ирландка Лижия О’Риордан и, наконец, их учитель Геннадий Рождественский, обольстительно ироничный и непринужденный в своей манере дирижирования и поведения.
Обидно, что уникальный фестиваль на всех трех концертах так и не смог привлечь должное внимание публики: Большой зал заполнялся в лучшем случае наполовину. (В ответе за это и дирекция БЗК, пожаловавшая музыкантам для выступлений дневные часы.)
Что же, такова мета времени. Люди слышат и хотят слышать не то, что достойно быть услышанным, а то, что уже ранее запечатлелось в их душах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru