Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

При встрече с друзьями, приехавшими издалека, мы первым делом выясняем: “А как у вас...” – про что-то знакомое и повседневное. Хочется сравнить самые обыденные вещи, возможно, чтобы острее почувствовать неумолимую пропасть расстояний и времен. Для нас, учителей, родителей, интереснее всего “А как у вас в школе?”. В далекой африканской, индийской, израильской школе, где мы скорее всего никогда не побываем. А знать хочется. Причем не только концепции и программы. Важны мелочи, передающие общую атмосферу, помогающие создать живой образ. Именно в мелочах можно “зацепить” главное, что не выразишь учеными терминами, увидеть суть реальных педагогических подходов. Частный, ненаучный, непрофессиональный взгляд многое объяснит специалисту. Тем более взгляд новичка, который уже не гость, еще не старожил. Давайте просто по-человечески поинтересуемся: “А как у вас?” – и, выслушав про далекое, подумаем о своем, близком, наболевшем.

Самая большая школа на свете

Она находится на севере Индии, и в ней 22 тысячи учеников. Но знаменит этот “школьный город” не только своими размерами...

Знаете ли вы, где находится самая крупная школа в мире? Нет, не в Америке и не в Китае. В Лакнау, в центре провинции Северной Индии. Два года назад, когда школа попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире по числу учеников, в ней училось более 22 тысяч ребят, а сегодня их стало еще на три тысячи больше. Целая школьная страна со множеством зданий, с улицами, скверами, фонтанами. Огромная сложная структура, состоящая примерно из двадцати отделений, расположенных по всему Лакнау. Каждое отделение – это небольшой школьный городок, очень похожий на европейские университетские городки. В среднем в одном отделении учится около 1250 школьников. Многие из таких городков были специально спроектированы и построены для школы известными архитекторами с учетом интересов и потребностей детей. И учителей! Скажем, есть здесь особое здание, мечта всех педагогов – «инновационное крыло». 25 сотрудников в нем постоянно заняты исследованиями новых методов обучения (Монтессори-материалы, тьюторство, интернет-технологии – все самое передовое и эффективное), а также их внедрением в образовательную программу школы. При этом они используют опыт разных стран.

Почему они приводят ко мне своих детей?

А начиналось все очень скромно. Сорок три года назад, закончив колледж и женившись, некий гражданин Индии Джагдиш Ганди осознал, что главная цель его жизни — служение человечеству. И лучший способ осуществить ее – заняться воспитанием и образованием детей. Он занял 300 рупий (меньше 10 долларов), снял пару комнат и вместе с женой Бхарти стал учить детей. Ему понравилась книга Марии Монтессори, в которой рассказывалось, как можно учить без насилия и принуждения, и, следуя этим принципам, Джагдиш начал работать со своими первыми учениками. Их и было-то всего пять. Едва ли он думал тогда, в 1959 году, что однажды его школа станет самой крупной частной школой в мире. Но почему так получилось? Может, в Лакнау нет других школ? Ничего подобного. В городе и провинции их сотни.
Многие родители и ученики говорят, что их привлекает прежде всего качество преподавания. Так, в 2000/01 учебном году из 1192 учащихся, проходивших стандартные национальные экзамены, 1099 ребят получили «почетные аттестаты», то есть по-нашему сдали на 4 и 5. А 79 выпускников набрали 90% баллов. Неплохой результат!
Но не только высокий уровень обучения заставляет тысячи людей приводить своих детей именно в эту школу. Порой даже приходится менять жилье, работу. Ничего! Судьба ребенка важнее. Ведь здесь его научат жить в мире с собой и с людьми, научат сотрудничать, быть терпимым и терпеливым – важнейшие качества в нашем меняющемся многоликом мире.
«Есть множество школ, которые дают хорошее образование, но эта вне конкуренции, поскольку дает все самое лучшее: развитие личности, хорошие знания и устойчивые моральные ценности», – говорит Манодж Агравал, 35-летний инженер-электрик, отправивший уже двух своих детей в CMS (Сity Montessori school – город Монтессори-школ). «Они выявляют лучшее в ребенке», – добавляет Дипа Агравал, его жена.
Ом Пракеш Пател, 32-летний землевладелец и фермер из района Каймур в штате Бихар, жил примерно в 390 километрах от Лакнау, но ему очень хотелось, чтобы его сын учился в чудесной школе, и вот – переехал со всей своей многочисленной семьей в Лакнау, совершив таким образом довольно нетрадиционный для этих мест поступок. Он и его жена Сунита выбрали CMS из-за тесного взаимодействия школы с родителями, что помогает сохранить взаимопонимание и доверие детей, и из-за того внимания, которое школа уделяет нравственному воспитанию.

Хорошее дело хороших людей

Школа г-на Ганди известна своей программой воспитания граждан мира, готовых к общению с людьми разных социальных групп, разных национальностей и религий. Задача трудноосуществимая и в Индии, разделенной на касты, и в любой стране, где живут рядом христиане, иудеи, мусульмане, негры, китайцы, кавказцы. Задача почти невыполнимая в нашем непримиримом мире.
В школу принимают всех детей, и утром на ежедневном собрании можно встретить ребятишек всех оттенков: белых, черных, смуглых, желтых... Родителей заранее предупреждают, что их чадо будет воспитываться в интернациональной среде и все националистические и религиозные предрассудки придется забыть. Над входом в центральное здание плакат: «Вся земля – одна страна, а все люди – ее граждане». На соседнем – другой: «Каждый ребенок – свет мира».
«Почему так много родителей посылают сюда своих детей? Причина, как я чувствую, в том, что родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими, – говорит г-н Ганди. – Да, они хотят дать им хорошее образование. Но они также хотят видеть их хорошими людьми. И мы вместе стремимся к этому».
Помимо традиционных учебных предметов ребята изучают культуры и религии разных народов, учатся отстаивать свое мнение и решать конфликты мирно.
В начале совместной жизни г-н и г-жа Ганди находились под сильным влиянием Махатмы Ганди, что отчасти и побудило их открыть школу. В 1974 году супруги стали членами Международного сообщества Бахаи, одного из популярных сегодня религиозных направлений. Тем не менее они не навязывают веру Бахаи ни своим учащимся, ни коллегам, лишь стремятся поддерживать ценности, составляющие основу всех религий, и уважать вероисповедание всех детей и их родителей. В Лакнау, а значит, и в школе, примерно 70% населения – индуисты, 25% – мусульмане, 5% – христиане и сикхи.
«В нашей школе не преподается ни одна религия, – рассказывает Бонита Джоул, руководитель одного из отделений, христианка. – Это светская школа. Но мы учим наших детей уважать все религии. Современный процесс глобализации все равно не позволит ребятам ограничить свою жизнь рамками родного города, родной культуры. Им придется соприкоснуться с внешним миром».
Садна Чурамани, руководитель другого отделения, индуистка по вероисповеданию, отмечает, что у детей при общении с людьми не возникает никаких затруднений, связанных с религией или происхождением. «Они принимают всех людей такими, какие они есть. Чувство принадлежности к единому человеческому роду глубоко укоренилось в них».

Никто никого не убил

Школа и сама не ограничивается рамками образования. Она играет важную роль в жизни города и даже страны. В 1992 г. Индию охватила волна кровавых межрелигиозных столкновений после того, как индуисты-фанатики разрушили мусульманскую мечеть Бабри в городе Айодхья. Лакнау, одному из немногих городов в стране, удалось избежать серьезных беспорядков. Педагоги уверены, что именно родители учеников и выпускников СМS (вспомним, их десятки тысяч!) помогли сохранить мир. Родители вместе с детьми и школой долгие годы учились ценить жизнь, индивидуальную неповторимость каждого человека, учились тому, что «единство человечества — единственный путь, который может привести нас к гармонии и миру».
Когда ненависть и непонимание начинали захлестывать город, учителя проводили особые родительские собрания, только обсуждали на них не детские драки, а взрослые. Дети тоже приходили на эти собрания. Отцам приходилось объяснять своим сыновьям, почему им так трудно договориться с соседом. «Нет такой религии, которая бы учила насилию», – говорили ребята, вспоминая изученную программу.
Школа организовала марш мира, в котором участвовали тысячи детей. На всех транспарантах было написано: «Бог един, все человечество едино». В итоге в Лакнау не было ни одного случая насилия на религиозной почве, тогда как в других местах индуисты и мусульмане беспощадно убивали друг друга.
Школа стремится укреплять идеалы интернационализма не только через учебный план, но и проводя различные международные акции. Инфраструктура школьных городков, имеющих спальни и столовые, позволяет принимать у себя множество гостей из разных стран.
В школе каждое лето открывается «Детский международный лагерь». Недавно закончила работу компьютерно-математическая ярмарка, ее сменил яркий и шумный музыкальный фестиваль «Celesta International», а после фестиваля в Лакнау съехались юные астрономы на Международную астрономическую олимпиаду. Проходят различные международные конференции, например по обмену опытом между школами.
В июне этого года школа Монтессори в Лакнау получила премию ЮНЕСКО «За мирное образование», присуждаемую ежегодно, вот уже двадцать лет, «за усилия по воспитанию детей в духе универсальных ценностей, в духе мира и терпимости». «Школа, уделяя внимание каждому ребенку, стремится дать ученикам такие навыки, которые помогут им выстоять перед лицом сложнейших проблем современного мира, развить в них чувство ответственности, активную жизненную позицию, открыть их глаза на другие культуры и религии», – говорится в официальном сообщении ЮНЕСКО для печати.

Информация подготовлена по материалам сайта Всемирной информационной службы бахаи www.bahaiworldnews.org


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru