Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПИСЬМО ИЗ АМЕРИКИ

Осознание опасности

Как подготовить себя и своих учеников
к жизни в новых условиях?

Трагедии в театре на Дубровке посвятили первые полосы почти все американские газеты. Захват, освобождение, похороны. Сочувствие, солидарность, возмущение. Однако мало кто из журналистов писал: «Кто бы мог подумать... Мы никак не ожидали...»
После событий 11 сентября в Нью-Йорке ожидание беды стало привычным. Никто не может предсказать, где и когда произойдет очередная атака, но с большой вероятностью можно предвидеть, что и она не окажется последней.
Для этого не нужен доступ к секретной информации или мудреные компьютерные модели. Вспомним события последних недель. Захват театра в Москве, диверсия на французском танкере, взрыв на дискотеке в Индонезии, снайпер под Вашингтоном...
Что же делать, как подготовить себя и своих учеников к жизни в новых условиях? Американский опыт показал, что лучший подход – это спокойное осознание опасности. Когда полиция получила послание от вашингтонского снайпера, часть этого послания огласили по телевидению. «Никто из ваших детей не может чувствовать себя в безопасности», – писал неизвестный. Незадолго до этого пулей снайпера был тяжело ранен тринадцатилетний мальчик, выходивший из школы. Могла ли полиция скрыть от публики подобное письмо?
Школы в районах, где происходили убийства, закрывать не стали. Занятия продолжались, но во время перемен учеников не выпускали на улицу. Окна в классах держали зашторенными.
Спортивные соревнования и другие мероприятия на открытом воздухе отменили.
Такая зашторенная жизнь продолжалась около двух недель. За это время никто из учеников не пострадал. Потом снайперов изловили, и школьный быт стал возвращаться к норме.
Конечно, дети не забудут этот урок. Урок разумной осторожности и в то же время решительных действий, гнетущего ожидания – и единения людей, сплоченных общей бедой.
Есть и еще один урок в этой трагедии.
Не надо бояться называть вещи своими именами. В разговоре с детьми мы отстаиваем религиозную толерантность и протестуем против разжигания национальной розни. В то же время осуждение теории и практики фанатичного ислама для сегодняшнего поколения не менее важно, чем осуждение фашизма и газовых камер Освенцима в эпоху Второй мировой войны.
Тут важно не опоздать, иначе и в своем классе можно обнаружить доморощенных ваххабитов. До обращения в ислам вашингтонский снайпер Джон Мухаммед был известен как Джон Вильямс. Вскоре после встречи с ним его будущий приемный сын, пятнадцатилетний Ли Малво, объявил о своем переходе в мусульманскую веру. Его одноклассники поначалу удивились: «У тебя что, крыша поехала?»
По рассказам свидетелей, Малво был под полным контролем Мухаммеда. Он ходил следом за ним на расстоянии трех шагов и замолкал при первом звуке его голоса. В суде подросток признал его своим отцом и отказался от родной матери. Во время трехнедельной охоты за случайными прохожими они оба ночевали в автомобиле, в кузове которого Джон просверлил отверстие для стрельбы. Следователь предполагает, что стрелял через него именно Малво, потому что для Джона в кузове не хватило бы места.
Почти каждый день отец и сын появлялись в местном спорткомплексе, где они плавали, качали мышцы, играли в баскетбол и смотрели телевизор. Кто бы мог подумать, что этот приветливый, вежливый и послушный мальчик всего несколько часов назад брал на мушку незнакомую человеческую фигуру и нажимал на курок? Именно его рукой написана записка, найденная на месте преступления полицией: «Вы можете называть меня Богом».
Те же рассуждения, что и у террористов в московском театре. То же умение раствориться в толпе, действовать расчетливо и жестоко. Та же опасность и те же вопросы. Как спасти молодежь от безумия исламского фанатизма? Одних – от превращения в зомби-снайперов, других – от пуль все тех же снайперов? И то и другое начинается с откровенного разговора, с душевной поддержки, с готовности помочь друг другу и самому себе. Тогда исчезает страх. И появляется душевная стойкость, с которой легче пережить любое испытание и трагедию.

Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru