Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Пегги О`МАРА,
Перевод Марины НИКОНОВОЙ

А кто похвалит родителя?

Мы привыкли винить только себя в промахах наших детей. Их неудача – наша неудача. Их успех – чистая случайность и скрытые таланты. Тогда как наши таланты остаются все время в тени

Вдруг расстроилась недавно, прочитав в газете заголовок “А нужны ли нам родители?”. И ломала над ним голову дня три, хотя и понимала: автор этой фразы вряд ли серьезно считает, что может без них прожить. И даже если признать, что родство бывает не только кровным, все равно нельзя сказать, что родители в какой-то момент перестают быть нужными.
Вероятно, мы не задумываемся до поры о том, что их необходимость того же свойства, что и воздуха, пищи, воды. Они – наша корневая система, исходный строительный материал и первоначальная среда обитания.
Слова “матка” и “материя” произошли от единого арийского корня, имеющего два значения: мать и мера. У кельтов Матрис была триединой богиней. Матта – верховная богиня у цыган. И только гораздо позже слову “матка” стало ближе его анатомическое значение, а “материя” стала физическим веществом.
Честно говоря, читать словарные статьи приятнее и интереснее, чем заголовки современных газет и журналов. Они могут в любой момент оказаться последней каплей, переполнившей чашу наших сомнений и разочарований в собственной родительской участи.
И в самом деле, мы, родители, носимся как белки в колесе, не спим, покоя не знаем, ищем денег, прыгаем выше головы и ради детей своих готовы в лепешку разбиться. А потом, оказывается, мы им не очень-то и нужны.
Мне иногда кажется, что современная пресса задалась целью напугать родителей до смерти и убедить в том, что нет ничего вечного, что все их усилия тщетны.
А может, подобные заголовки рождаются потому, что коллективным разумом правит пессимизм – и это, наверное, правильно. Но каждый из нас по отдельности должен найти в себе силы и сделать сознательный выбор в пользу оптимизма и пользоваться им повседневно.
Родителей во все времена мало хвалили. Потому в нас и закоренела привычка винить себя одних в промахах наших деток. Их неудача – наша неудача. Их успех – чистая случайность и скрытые таланты. Тогда как наши таланты остаются все время в тени, и даже адский труд без выходных, отгулов и перерывов на обед семь дней в неделю остается незамеченным и не оцененным по достоинству.
А еще этот навязчивый страх, что без нас дети смогут обойтись и прожить ничуть не хуже. Они-то смогут, кажется нам, а как же мы? Ведь нам без них нельзя. Нам без них плохо, одиноко, неуютно и холодно. И утешают в таких случаях научные теории. О том, например, что опыт доброжелательных и теплых отношений между родителями и детьми не проходит бесследно, а помогает им в более взрослом возрасте дружить и любить. Фактически доверию, сочувствию, привязанности, оптимизму дети учатся в первые годы жизни.
Другая теория говорит о нашей к родителям привязанности более определенно. Первые семь лет связь ребенка с матерью неразрывна. Все эти годы ребенок, как только чувствует дискомфорт – будь то голод или обида, – бежит к матери за помощью и утешением. Если ребенка в этом возрасте лишить тепла, любви, заботы, защиты, он может навсегда потерять доверие к людям. А чрезмерная опека в эти годы способна сковать его свободу и любознательность, лишив желания действовать и проявлять самостоятельность.
Следующие семь лет, до четырнадцати, природа с ее физическими законами и правилами учит детей и доминирует в процессе воспитания и образования.
С 14 до 21 года для детей главными являются сверстники. Родители в это время склонны оспаривать роль друзей в жизни своих детей, но именно они играют важную роль и помогают подросткам определить, кто же они все-таки есть, какие и чего хотят.
В 21 год молодые люди осваивают пространство, им интересно самим ощутить, что такое бесконечное, конечное, божественное. Им в общих чертах уже ясно, что такое дружба и любовь. Их теперь занимает поиск глубинных смыслов. Но что бы дети ни делали, чем бы ни увлекались, родители все время рядом, что очень непросто.
Для того чтобы быть с детьми рядом, нужно очень многое уметь и понимать. Прежде всего то, что на нас лежит очень большая ответственность и за детей, и за наши с ними отношения. Даже если мы не сможем сделать для своих детей все что нужно – ведь мы не всесильны, – мы можем делать то, что в наших силах, и уповать на помощь свыше.
Отношения людей вообще большая загадка. А самым загадочным в наших с детьми отношениях остается умение одних родителей ладить с ними, а других всю жизнь вести необъявленную войну. Видимо, умение ладить – категория философская. А иначе не понять, что отчужденность и разъединенность людей довольно часто оказываются на деле особой формой любви.
А еще надо уметь прощать. Себя, других, опять себя по сто раз в день, чтобы только не обидеться и все не испортить.
Жизнь и наши с детьми отношения, при видимом их однообразии, текут и меняются, и надо успевать меняться вслед за ними.
Вот, например, моим детям двадцать с небольшим, и я как будто бы научилась понимать их возраст и их интересы. Но откуда мне знать, какой я буду мамой, когда им исполнится тридцать? И так каждый день, каждый миг приходится думать, догадываться, строить.
Но если поверю тому безответственному заголовку в газете и решу, что от меня ничего в жизни моих детей не зависит, что я ничего не могу, – тут же улечу в Непал на горнолыжный курорт или займусь подводным плаванием в какой-нибудь жаркой стране.
И тогда не замечу, как взглянет на меня мой взрослый сын, вернувшись домой после долгой поездки. И как он, сидя за рулем, вдруг задумается, засмотревшись на снежные вершины гор. А друзья детства моих детей и не подумают проведать меня в их отсутствие. И я не стану готовить наше фирменное блюдо к праздникам и к возвращению детей из поездок и командировок. Боже, как это грустно, я так не хочу.
И я не хочу больше думать о своей роли. Я хочу жить и знать, что они – мои дети, я – их мать. И все наши ошибки – на пользу, потому что благодаря им мы умнели, набирались опыта, учились мечтать.
Важно все. И мы тоже важны.

Из статьи “ Зачем нужны родители”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru