Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ

Евгения НИКАШИНА

Поправки к закону о домашних тапочках

Быть умным, добрым, красивым, талантливым – хорошо, но недостаточно. Ведь побеждает только терпеливый...

...Осень. Очей очарованье. На мокром асфальте разноцветные узорчатые листья. Вроде все как всегда, да не совсем – третий раз за эту осень я вижу неожиданное дополнение к нерукотворной акварели: среди листьев рассыпаны разноцветные узорчатые частицы – паззлы. Они ничуть не портят картину, но совершенно меняют ее философский смысл.

После третьего такого намека я поняла, что это разговор о терпении. О том, что чье-то терпение опять лопнуло, что чей-то красивый мир вновь не сложился и обещанная красивая картинка опять превратилась в ненужную кучу осколков, которые были выброшены за окошко, поскольку обещанное и несбывшееся невозможно просто выкинуть в мусорное ведро, его надо как-то особенно проводить, хотя бы проследив за полетом.


Жизнь показывает, что мало быть умным, добрым, красивым, талантливым – это необходимо, но недостаточно. Победить может только терпеливый, тот, который доведет начатое дело до результата, дотянет, сжав зубы, до финиша, не сойдет с дистанции. Особо заметно это на встречах одноклассников и однокурсников через 20–30–40 и далее лет. Кто вышел «в люди»? Кто состоялся? Где они, легкие беспечные прекрасные гении, куда делись они сами и их белоснежные крыла? Почему с детства не летающие кроты-пахари живы и вполне успешны, а иногда даже отращивают себе вполне удобные крылышки и летают помаленьку?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был жизнеспособным, т.е. нашел свой способ жить, оказался способным развернуть все свои лучшие черты и таланты. Назовите это трудолюбием, терпением, умением довести дело до конца, добиться успеха или поражения – назовите как хотите, главное – как это вырастить?

Детское внимание неустойчиво. Интерес вспыхивает и гаснет. Начатое брошено через минуту, к концу дня этого начатого уже горы. Если не вмешиваться и не раздувать потухший интерес к брошенному делу, то привычка заканчивать начатое сама не возникнет. Так вырастают «начальники» – они всегда только начинают. И бросают. И кто-то вынужден подбирать и доводить до ума начатое. И кто-то вынужден стоять рядом и напоминать ежедневно, что «Карфаген должен быть разрушен!».

Есть дети-методисты. Как маленькие заводные машинки, они строго следуют заданной программе, и малейшее отступление от сценария вызывает в них бурное несогласие. Так, мой собственный племянник, едва научившись говорить, бегал за мной с шепелявым плачем: «Тетя Женя, надень тапки!» Представить себе, что есть люди, нарушающие закон о необходимости домашних тапок, он был не в состоянии. Общаясь с ним, я воочию видела те рельсы, по которым движется любой процесс, сбой программы напоминал крушение поезда. Первый год жизни его выхаживала моя методичная мама. Все врачи не верили в чудо, а она сжала зубы, выстроила собственную методу, круглосуточно действовала по часам и победила, заплатив своим здоровьем. Теперь он математик со степенью, знает с десяток языков, читает на них лекции и доклады. Все, что он делает, он делает методично и согласно установленным правилам.
Есть дети, которые следуют своему курсу, как самонаводящиеся ракеты. Они закончат начатое, даже если весь мир будет против, им не надо напоминать про Карфаген. Естественно, что так они относятся не ко всем своим делам, а только к некоторым, но и этого достаточно, чтобы довести ближнего до белого каления. Они упорно гнут свою линию, проходя сквозь стены. Я знаю на собственной шкуре, что такое целенаправленный аквариумист, который все разговоры в семье обязательно переведет на одну и ту же тему: пора заводить 500-литровый аквариум. Это мой младший. Карфаген сам бы рухнул под таким напором.

Как найти ту самую золотую середину между маньяком, роботом и пофигистом? Как с самого начала различить задатки летуна и землеройки, и научить летать рожденного ползать, и пахать – рожденного порхать? Ведь и трепетной лани подчас приходится тянуть свой воз, и без всякого коня.

У меня свой личный интерес к этим вопросам. Наблюдая залихватскую учебную школьную, а потом и студенческую жизнь старшего сына, я все больше понимаю, что мы пролетели несколько важных поворотов где-то в самом начале.
Надо было задолго до школы вырабатывать все навыки ответственного отношения к любому своему занятию – «умеренность и аккуратность», которые, прав классик, иногда стоят всех остальных талантов. В каждом Чацком надо вырастить хотя бы маленького Молчалина.
Надо было нам не торопиться в школу, а сначала вырастить трудолюбие, кропотливость, стремление к успеху, привычку побеждать. Дождаться, когда чадо созреет. И только потом отдавать в школу. Поскольку школа очень быстро покажет ребенку его место и научит делать вид, что процесс учения куда-то идет (хотя сам процесс учения может топтаться на месте или пойти назад). К шести годам сын не был готов к школе по своим параметрам, но мы этого не знали, хотя догадывались, а специалисты нам этого не сказали, наоборот, убедили, что другого пути у нас нет.
Надо было тормозить самостийные уходы из многочисленных кружков, студий после двух-трех первых посещений. Надо было «делать паучка в дверях», когда выгоняют из хорошей школы по результатам года, и выжать из нерадивого ученика эти самые результаты, благо это тогда было не так уж и невозможно.
Сама система образования, нацеленная на готовые тесты и упрощенные программы, успешно выращивает тусовщиков-приспособленцев, которые учатся угадывать предложенные готовые решения и болтать, не понимая сущности предмета. Эти качества востребованы, но, к счастью, пока не везде. Системе надо активно противостоять, иначе болото засосет.
Надо было начало школы пройти вместе с ребенком – об этом мне не раз говорила учительница первого класса: «Только авторитарное образование!» Я не поверила, что надо вместе делать домашнее упражнение, проверять каждую строчку в тетради и в дневнике, слушать пересказы всех устных заданий. Мы сказали, что это его дело и он обязан делать его хорошо. Умыли руки, так сказать. Но он не знал, что такое хорошо, и изо всех сил делал вид, что он как все.
Надо было развивать мелкую моторику рук – осваивать координацию, силу, выносливость пальцев. Умные руки развивают голову, и не только отделы мозга, ответственные за действие рук, но и соседние.
Надо было больше читать вслух, когда дети этого еще хотели и просили. Времени только всегда не хватало.
Надо было развивать его успешность. Прививать навыки победы, чтобы вырабатываемый в мозгу серотонин сделал радость победы привычно достигаемым удовольствием и ребенку еще и еще хотелось решить задачу, закончить картинку, хорошо пробежать дистанцию...
Надо было самим развивать свою собственную успешность и повышать свои морально-волевые качества. Не кваситься и не уходить в себя на поиски себя, а наладить нормальный быт, жесткую дисциплину совместной жизни, определить конституцию семьи, права и обязанности каждого – держать крышу, как кариатиды. Мы пытались, но явно недостаточно методично.

Сплошное «надо было бы». Чего теперь-то руками махать? Обидно, конечно, что все полученные нами «кровопотливые» педагогические навыки вряд ли пригодятся, поскольку внуки потребуют совсем другого, чего мы пока не знаем. Каждое новое поколение родителей пытается дать своим детям то, что сами ждали от своих родителей и, увы, не дождались. И как нарочно, именно это-то и не нужно их детям, это-то у них есть у самих и с рождения. Они ждут другого, но не могут объяснить – чего. И такая карусель от века!
И каждый ребенок особенный, не похожий на других. Такой же, но не совсем.
Все они, каждый из них, складывают свою картину мира. Так посмотрите через плечо и, если надо, помогите невзначай. Пусть картинка сложится во что-то прекрасное. Если это паззл – повесьте на стену как результат, как знак победы – он сделал это! Ура!

...Опять чей-то мир рассыпан на асфальте осколками – «опять ничего не получилось!». Выбросить проще. Ломать – не строить. Трудно бороться с ползущей энтропией, но надо. Надо соединять и склеивать – терпеливо, по кусочкам, ежедневно...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru