Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Первая тетрадь. Политика образования


СИТУАЦИЯ 

Наталия ДОВЖЕНКО

В России слишком мало сельских школ

Таковы данные независимых исследований. У Министерства образования статистика другая...

Центром Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села подготовлена подборка материалов по состоянию и перспективам развития сельской школы. Социологическое исследование было проведено в 2002 году в восемнадцати регионах России. Опрошено 1500 выпускников сельских школ и 4400 жителей села.

Несмотря на то что за последний год число сельских школ и учащихся уменьшилось (5 891 800 человек в 2001/02 году), количество учителей в них выросло на 400 человек. Сегодня 11% сельских школьников занимаются во вторую и третью смены. На фоне большого числа школ, где количество учащихся не превышает десяти человек, школы крупных населенных пунктов оказываются перегруженными. Наиболее обострена ситуация в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе.
За последний год на селе число учителей с высшим образованием увеличилось на 12,5%. Это значительное изменение обещает повышение качества обучения, считают социологи.
Социологи выяснили, что из общего числа сельских детей в возрасте от 7 до 15 лет примерно 8,6% не посещают школу. Это составляет 478 620 детей! Самое сложное положение – в Центральном федеральном округе (13,6% детей), Северо-Западном (17,6%), Дальневосточном (9,4%). Каковы же причины, по которым дети села не ходят в школы? Оказалось, что в разных группах населения причины разные. В семьях руководителей высшего звена – это факт исключения ребенка из школы (100% случаев), в семьях руководителей среднего звена 68% из тех детей, кто не ходит в школу, исключены из нее, а 24% не учатся из-за отсутствия учебников, одежды, обуви. В семьях квалифицированных рабочих причины другие: здесь в 65,5% случаев дети не посещают образовательные учреждения потому, что помогают по хозяйству. Еще 24,1% из не учащихся не имеют средств на учебники, одежду, обувь. Как ни странно, в семьях неквалифицированных рабочих сознательность родителей выше: только 28,6% не посещающих школу детей заняты помощью по хозяйству. В этой группе высок процент такой причины, как болезнь ребенка (28,6%). Около 5% из не учащихся детей не могут посещать школу, потому что она очень далеко.
Изучая ситуацию с удаленностью школ от места жительства детей, ученые выяснили, что у 11,3% детей школа находится на расстоянии от четырех до пятнадцати километров. Только 75,6% ходят в школу по месту проживания. Три процента детей преодолевают ежедневно расстояние до школы свыше десяти километров, причем 31% делают это пешком! Половина детей ходят пешком в школу за три километра. 11% детей – за четыре-пять километров. При таком положении вещей трудно себе представить, что будет, если число сельских школ еще более сократится, а автобусы не смогут доставлять детей из-за поломок или нехватки бензина! Очевидно, наилучшим путем для развития сельской школы должно стать не укрупнение, а появление даже для маленьких школ возможности сетевой работы с большими школами, вузами и техникумами.
В свете ожидающегося перехода к профилизации старшей школы интересно узнать и о том, что у половины (44,7%) выпускников села вообще не было профессиональной подготовки.
Каковы же планы выпускников? Почти половина (по 48%) тех, кто закончил 9 классов, собираются пойти работать. 25,7% хотят учиться в среднем профессиональном учебном заведении. Среди выпускников полной школы половина (48%) детей намерены поступать в вуз, а почти 30% – в ПТУ и техникумы.
Только 17,1% выпускников хотят остаться в селе, половина решительно заявляют о том, что жить в селе не будут. Главные причины тому – отсутствие работы (44,4%) и низкая заработная плата (36,4%). И только 8,1% выпускников называют причиной плохие жилищные условия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru