Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛА И ВЛАСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

А вы свой стандарт предъявили?

Вузы, армия, правоохранительные органы... Чем можете похвалиться перед молодым поколением, вступающим в жизнь, скроенную по вашим меркам?

Как это ни странно, за последние годы качество нашего образования не изменилось.
Об этом свидетельствуют показатели различных международных исследований, результаты единого экзамена, традиционных выпускных и вступительных экзаменов. Правда, качество образования измеряют теперь по разным параметрам: в одних случаях – это простое усвоение материала; в других – умение применить знание в нестандартной ситуации; или понимание смыслов текста – в международных исследованиях; примитивные навыки приспособляемости к тестам – в ЕГЭ; специальная подготовка по программе вступительных экзаменов – в вузах. Измеряют разное, но в итоге – все как и было. В крупных городах, в сильных гимназиях учат хорошо, в окраинных и сельских школах – как могут. Традиционные школы ориентируются на поступление выпускников в вуз, для инновационных – это не главный показатель; но здесь как раз все в порядке, выпускники подавляющего большинства инновационных школ сети «Эврика» не испытывают трудностей с поступлением.
Так что учат в наших школах, как и учили.
И такое положение дел можно назвать чудом: все говорят о падении престижа учительской профессии, о том, что лучшие специалисты, особенно мужчины, ушли из школы или вот-вот уйдут, что учебников не хватает, программы устарели, что из-за низкой зарплаты, которую никогда не платят вовремя, учителя стали работать без огонька…
Еще чуть-чуть, и снова выплывет традиционный вывод властей: «...учитель теряет квалификацию».
Как в знакомой до каждого слова пьесе или кинофильме, когда наступает определенный момент, и зритель с трепетным волнением ожидает этой знаменательной фразы, и ничто на свете не может изменить «порядок действий». Казалось бы – другое время, другие люди, это в конце тридцатых можно было себе позволить обвинить учителя в недостаточной идеологической чистоте, в начале 50-х – в космополитизме, в середине 60-х – в недопонимании исторического момента. Когда до коммунизма оставалось полшага – можно было и кричать на учителя, и обвинять во всех смертных грехах, и конечно, произносить самую распространенную, сакраментальную фразу – «учитель теряет квалификацию».
Последний раз мы слышали это в середине восьмидесятых из уст первого секретаря Московского горкома партии. И эта логика неизменна – она часть политики, которую вынуждена вести власть по отношению к учителю. Власть начинает этот цикл с того, что заявляет о необходимости всемерной заботы и помощи учителю, даже совершает какие-то локальные действия – награждает героев педагогического труда, посылает сто педагогов за границу обмениваться опытом и дает квартиру одной из тысяч учительниц начальной школы.
Потом случаются поездка главы государства в богом забытую школу и обещание превратить каждую такую школу в райский уголок. Учителю торжественно сулят много денег и отеческую заботу.
Но вдруг оказывается, что государственные интересы требуют направить имеющееся золото не в богом забытую школу, и уж тем более истратить их не на вознаграждение учителю, а на войну, укрепление государственной безопасности или другие существенные, державной значимости цели.
И судя по всему, мы уже подходим к той самой черте, когда очередной властитель скажет сакраментальную фразу: «…учитель теряет квалификацию». Как же ему доверять серьезные вещи – чему и как учить, он такому научит!..
Поэтому и не меняется качество нашего обучения в школе – оно практически не зависит от того, какой учитель все это преподает. Школа сегодня в массе своей сохранилась в виде станка с программным управлением. Программа управляет и детьми, и учителем. Например, большинство учителей в России свято верят, что государственные стандарты давным-давно приняты, и они именно по этим стандартам и учат.
При таком устройстве школы какого учителя ни поставь – результат будет один и тот же: исчезает главное, что, с нашей точки зрения, движет школой.
Исчезает вера учителя. В себя, в школу, в детей.

Заметьте, из словаря педагогических споров незаметно пропали слова о том, что, собственно, и составляет суть учительской работы. Вера в ребенка, в его силы и способности. Вера в силы учителя и его преданность своему долгу.
Вместо этого в педагогический словарь вошли термины фабрично-машинного употребления: параметры модели выпускника, компетентности на выходе, профили, стандарты. И действительно, в ряду таких «серьезных» терминов говорить о вере учителя как-то не принято. При этом произошла трагическая подмена: плата за труд учителя оказалась связанной как раз с фабрично-машинным результатом. Получалось, что труд учителя возможно оплачивать, если только посчитать результат в количественных и качественных показателях.
– А какого качества у вас выпускник?
– Нас, вузовских работников, не устраивает ваш выпускник, он не готов к нашей программе.
– А нас, генералов, офицеров, старшин и сержантов, не устраивает ваш выпускник как призывник. Он не готов защищать нас от внешних и внутренних врагов, которых становится все больше.
– А нас, следователей и прокуроров, не устраивает ваш выпускник, потому что он совершает правонарушения и употребляет наркотики!
– А нас, политиков, ваш выпускник не устраивает потому, что он неправильно голосует.
– А нас, врачей и санитаров, потому, что он часто болеет…
– А нас, ученых и деятелей культуры, потому, что он слабо ориентируется в классической литературе, а без этого какой же он гражданин…
И еще наш выпускник мало любит Родину, плохо отзывается о власти и стремится жить хорошо, ничего не сделав для народного хозяйства.
При этом никому и в голову не приходит простой вопрос:
– А вы устраиваете наших выпускников?
Вузы, армия, правоохранительные органы, медицина, доблестные наука и культура – вы прошли тест на соответствие требованиям выпускников школы?
Вы свой стандарт предъявили?
Чем можете похвалиться, господа, перед молодым поколением, вступающим в жизнь, скроенную по вашим меркам?
Чем?
Бесконечной, бессмысленной войной?
Тотальной коррупцией и бесправием простого гражданина?
Незащищенностью ни в доме, ни на улице, ни в любом другом месте?
Может быть, вы подаете пример нашим выпускникам своей деятельностью, идеалами, принципами и стремлением к добру и справедливости?
Предъявите ваши стандарты школе – мы будем на них равняться.
…Самое незаметное и самое забытое, то, что помогло школе выжить, – это вера учителя в свое дело и в свой долг. Власть топчет эту веру, уничтожает свободу учителя. Жестокий регламент, предельный контроль. Пресекается малейшая попытка сделать что-нибудь не так, как предписано.
И с чем же останется школа, если учитель окончательно потеряет веру в себя?
Не слушайте, если в очередной раз кто-то скажет: «...учитель теряет квалификацию». Вранье. Жизнь учителя стараются сделать серой, но вера его неистребима, она сильнее карательных приказов. Есть вещи, которые невозможно отобрать.
…Сколько бы ни пытались.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru