КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
Прозрачно и легко, как летний сон
Выставка Марка Шагала на Неглинке
МАРК ШАГАЛ В МАСТЕРСКОЙ
На Неглинке под сумрачным небом
нынешнего октября стояла терпеливая очередь… в
галерею. Там внутри, на стенах двух залов, были
развешаны картины Марка Шагала.
Исторические катаклизмы и собственная судьба
разлучили его с родиной, но не смогли помешать
Шагалу свободно навещать ее в своих
художественных снах. Яркие сны живописца стоят
дорого, однако все картины с этой
выставки-аукциона уже проданы. Что
неудивительно: ведь Марк Шагал принадлежит к той
– весьма редкой в искусстве прошлого столетия –
категории художников, абсолютная новизна
творчества которых не противоречит человечному
обаянию его картин. Они украшают, конечно, любую
галерею и частную коллекцию, но не меньше – жилые
дома обыкновенных граждан, ищущих в
произведениях живописи радость и гармонию.
Жаль, что направления в искусстве обозначают по
техническому признаку: кубизм, классицизм,
абстракционизм, а не более пространными,
возможно, но точными словами, сообщающими цель
или состояние художника. Преобразование мира,
сотворение его или борьба с ним привлекают нас в
художнике. Или пусть что-то знакомое, но
увиденное им словно впервые. Впрочем, знакомый
священник дал неожиданное определение таланту:
он, как лак, заставляет сиять простые или старые
вещи.
Мир, который почти век неустанно созидал Марк
Шагал, именно таков: старые и обыденные предметы
у него свежи и сияют, как крылья ангела. Он
неправдоподобно достоверен и парадоксально
един, потому что в его картинах присутствует
вовсе не присущая живописи категория – время.
Вернее, одновременность существования
персонажей, предметов и явлений, что и оставляет
впечатление прикосновения к вечности. Икона и
фреска выдали ему секреты этого
докинематографического параллельного монтажа.
Разнонаправленные движения
создают потоки воздуха и света, они почти
касаются лица зрителя. Но особая деликатность,
отсутствие художественной агрессии, столь
характерной для его современников – товарищей
по цеху, делают общение зрителя с картиной Марка
Шагала мгновенным и легким, как летний сон.
ЛЮБОВНИКИ В СИРЕНИ. 1930
А ведь он не отворачивается ни от одной
из самых ужасных правд своего времени. Погромы и
кровь, бедный быт и печальные праздники, война и
смерть, Холокост и разлука были реальностью его
жизни и стали лейтмотивом многих его работ.
Летающие скрипки, коровы и козы, быки, голубки и
гордые петухи с красными гребешками вовлечены в
красочные водовороты его больших и совсем
маленьких полотен. И вместе с вечными женихом и
невестой, скрипачом и букетами цветов, цветов,
цветов входят в состав воздуха, он долго еще
потом сопровождает зрителя ароматным облаком.
Каждый может унести его с собой.
Никаких титанических усилий: стрекозы,
трепещущие на грани листвы и солнца, уравнены в
правах с биндюжниками в тяжелых сапогах. Многие
картины этой выставки, представляющей в основном
позднего Шагала – от конца 60-х до 1980 года,
объединяет персонаж, в разной степени
присутствующий в них, – сам художник, работающий
над этим полотном. Мотив, в котором слышится
дальнее эхо Веласкеса. Автора «Менин» Сальвадор
Дали в своей картине «Дождь из камней» посадил в
углу, вполоборота к нам, чтобы мы видели, что
Веласкес пишет падающие на землю камни. Влияние
мифа на Шагала иное, как и его связи с
реальностью. Он не регистрирует явления жизни, он
извлекает из них музыку. Все жанры – от плясовой
до реквиема. Он баюкает своих новобрачных на
огромном цветочном букете или
пишет им другой букет, но главное – выпускает их
бессмертные души, как бабочку из раскрытых
ладоней, парить в вечном синем небе вместе с
душами зверей и вещей.
День выставки Марка Шагала был тревожным и
зыбким в нынешней октябрьской Москве. Но прочен и
навеки незыблем прозрачный, нежный, цветной и
цветочный мир еврейского мальчика из Витебска,
который, несмотря на долгую жизнь посреди
неистовой ненависти и хрупкой красоты ХХ века,
так и не разучился летать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|