Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Филипп ОГОРОДНИКОВ

О меридиане

**О линии вполне закономерной, меридиане звука,
а также о своеобразии греческого пения
(Каллас и Галлас)

По мнению критиков (греческих), две певицы могут составить две крайние точки «певческого пространства» в прошедшем XX веке. Судьба им подарила имена показательно подходящие: Каллас и Галлас. Два противоположных полюса, Белое и Черное, «Ангелица» и «Дьяволица» (вторая, Галлас, хоть и зовется Диамандой, выбрала себе инфернальный сценический образ и подобающее звучание, для которого слово пение можно применить с большими оговорками; ниша, которую она оккупирует — если не прожигает насквозь, — являет собой площадку рок-авангарда бомбистского толка, так что Диаманду можно смело поместить в нижний полюс певческой сферы, впрочем, она продолжает свой путь, и выводы делать рано).
Другое дело Каллас, Мария Анна София Сесилия Калойеропулу (Калогеропулос). Она уже ушла (1977), стяжав мировую славу, и заслуженно занимает место на вершине музыкального Олимпа. Путь ее замкнут и закономерен.
Она родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. Однако биографы умудряются растянуть эту точку в весьма протяженный маршрут. Мать, Евангелия, зачала Марию в Греции, была тяжела ею, когда семья пересекла океан. Иммигранты Калойеропулу прибыли в Америку в августе 1923 года. В 1929 году они меняют фамилию на Каллас.
Пересечение водного (Атлантического) меридиана, точно это касание некоей важнейшей струны, оборачивается акустическим фокусом: фамилия сокращается втрое.
У Марии феноменальные способности; она самостоятельна в освоении материала (музыки? времени?), всю жизнь Каллас будет обходиться без репетиторов в освоении сложнейших ролей. 1937 год, родители разводятся, семья распадается на половинки по обе стороны Меридиана. Мария и Евангелия возвращаются в Афины: на обратном пути короткая фамилия Каллас разматывается до исходной длины. В 15 лет Мария дебютирует в роли Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь».
27 августа 1942 — «Тоска», впервые на греческом, на открытой площадке. 1944 год, оккупация Греции немцами и итальянцами (как это прочесть в музыкальной транскрипции?). Мария принимает решение вернуться в Америку к отцу. 3 августа 1945 года дает прощальный концерт в Афинах. В декабре того же года (она снова Каллас) прослушивается в Метрополитен Опера — провал.
Итальянский импрессарио берет Марию в труппу, но за несколько дней до премьеры в Чикаго (готовилась «Турандот») разоряется. И везет ее в Италию. Не здесь ли чертится Певческий меридиан, ось звука? Каллас вступает на сей тонкий канат в Неаполе 27 июня 1946 года.
В 1948-м поет Норму — с этого момента она жрица, ангел, оракул, горний путешественник. И во всяком путешествии пересечение Меридиана отзывается в ней сильнейшим резонансом (с обязательной переменою фамилии).
Наконец эти удары по «струне» подрывают ее здоровье, только что считать здорвьем — равновесие? тишину?
16 сентября 1977 года Каллас умирает в Париже, причина ее смерти неизвестна по сей день.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru