Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ДИАЛОГИ НА ЭКРАНЕ 

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Молитва Хопкинса

“Наши люди” в Актерской студии

Буквально накануне XXIV Московского кинофестиваля в Малом зале Центрального дома кинематографистов прошла конференция о судьбе российских творцов в Голливуде. Там, в частности, можно было услышать довольно странный доклад русской американки Ольги Матич, которая пыталась доказать, что те, кто сбежал из России от террора большевиков, оказались в Голливуде всего лишь на жалком положении статистов, хотя многие факты свидетельствуют как раз об обратном.
Чего стоит одна лишь судьба Ричарда (Рышарда) Болеславского, поляка из Варшавы, который закончил университет в Одессе, учился в Москве в студии Станиславского, играл в МХТ, с 1914 года снимался в русском кино, а год спустя сам дебютировал в режиссуре. В 1929 году, когда Болеславского пригласили в Голливуд, он успел поставить несколько спектаклей на Бродвее, а в 30-е годы стал режиссером около двух десятков картин (в том числе «Распутин и императрица», «Отверженные», «Теодора выходит из себя», «Сады Аллаха»). Карьера складывалась удачно, но в данном случае нам важно другое. Болеславский стал пропагандистом системы Станиславского. Не случайно во время получения премии «Верю» на XXIV ММКФ американский актер Харви Кайтел с благодарностью упомянул имя Болеславского, написав книгу «Шесть уроков драматического искусства». Именно он вместе с актрисой Марией Успенской основал актерскую школу в Нью-Йорке. Там учился Ли Страсберг, будущий создатель знаменитой Актерской студии, из стен которой вышли многие замечательные актеры – от Марлона Брандо до названного Кайтела.
Об этом нелишне вспомнить хотя бы потому, что вот уже третий месяц российский телеканал «Культура» показывает по воскресеньям программы из цикла «Гость в Актерской студии». И чуть ли не каждый из приглашенных – актеры Уиллем Дефо, Мэри Стюарт Мастерсон, Ли Грант, Нэтан Лейн, Энтони Хопкинс, режиссеры Марк Райделл и Майк Николс – упоминает одно из славных имен родоначальников: то Ричарда Болеславского, то Марию Успенскую, то Михаила Чехова, не забывая, конечно, о «своих» – Ли Страсберге, Элиа Казане, Стелле Адлер, которые были учениками русских актеров. Можно воочию увидеть, что существует тесная связь между нынешним Голливудом и русской актерской школой.
Ведущему Джеймсу Липтону удается в интеллигентной манере, но не лишенной легкой иронии и даже лукавства разговорить своих именитых собеседников, так что они раскрываются не просто по-новому, а доверительно, одновременно не отказывая себе в удовольствии немного «похулиганить». Это можно понять, поскольку гости Актерской студии вообще не чувствуют себя посторонними, явившись в своего рода альма-матер, даже если лично тут не учились. Сходя со сцены под занавес программы и усаживаясь поближе к нынешним студентам, приглашенные знаменитости не меняют стиль своего разговора, ибо весь он проходит в атмосфере товарищества, братства коллег по профессии, а также с редкостным ощущением, что и они – ученики, разумеется, разного возраста, но продолжающие учиться, хотя достигнутая слава могла бы позволить беззаботно почивать на лаврах.
Никто из гостей не выглядит высокомерно и самовлюбленно, что порой встретишь в других ток-шоу. Напротив, они люди, с которыми можно запросто и приятно общаться. Проговорившись же о чем-либо личном, эти именитые современники вовсе не удивляют некими пикантными фактами, а на самом деле дают нам исключительную возможность почувствовать теплоту их души, внезапно увидеть тот свет, что греет их изнутри в течение десятилетий. Например, Майк Николс (между прочим, урожденный Михаил Игоревич Пешковский, сын эмигранта из России, появившийся на свет в Берлине в 1931 году) признался в том, что всю жизнь пытается оправдать выпавший на его долю уникальный шанс. Восьмилетний Миша успел со своим отцом приехать из Германии, а следующий корабль уже не пустили в Америку, и все пассажиры были вынуждены вернуться назад, фактически на верную смерть (что, кстати, стало основой для фильма под названием «Путешествие отверженных»). Невольно думаешь, что неоднократного лауреата «Тони» и «Оскара» при ином раскладе событий просто могло и не быть.
Хорошо, что все гости Актерской студии становятся «нашими людьми», кому мы сопереживаем и вместе с кем веселимся, услышав забавный ответ на забавный вопрос. Как, допустим, в случае с Энтони Хопкинсом, который не только произнес любимое ругательство из четырех букв (правда, в фонограмме замененное пиканьем), но и поведал о встреченном им монахе-иезуите, якобы уверявшем, что это слово является самой короткой молитвой. И ведь действительно – оно соответствует Amen по количеству букв. Тут уж решайте сами: разыграл нас Хопкинс или это на самом деле с ним было.
Кто-то из приглашенных (как, например, комики Нэтан Лейн и Вупи Голдберг) устраивает вместо беседы настоящий спектакль, а кто-то предпочитает ограничиваться ответами на вопросы. Хотя и в этом случае можно узнать (если кто раньше не знал), что Роберт Де Ниро, готовясь к съемкам в «Таксисте», целый месяц вкалывал обычным водителем, и некоторые из пассажиров с изумлением узнавали в нем оскаровского лауреата за роль в фильме «Крестный отец –II». Кстати, прежде чем сыграть молодого Вито Корлеоне, актер поехал на Сицилию и «вживался» там в образ итальянского мафиози как раз по методу Станиславского.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru