Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 октября 2002 г. № 732

О федеральной целевой программе
“Дети России” на 2003–2006 годы

Документ печатается в сокращении

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу “Дети России” на 2003–2006 годы, включающую в себя подпрограммы “Здоровый ребенок”, “Одаренные дети”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды” (далее именуется – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком – координатором Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации, государственными заказчиками подпрограмм:
“Здоровый ребенок” – Министерство здраво-
охранения Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации;
“Одаренные дети” – Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту;
“Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” – Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации;
“Дети-сироты” – Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации;
“Дети-инвалиды” – Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Федеральная целевая программа “Дети России” на 2003–2006 годы (далее именуется – Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 292-р, включает в себя пять подпрограмм: “Здоровый ребенок”, “Одаренные дети”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды”.
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор – Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в стране, укреплению ее интеллектуального потенциала.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и как следствие увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них – насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, особые проблемы детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие из них не имеют образования, соответствующего возрасту.
Реализация федеральной целевой программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” в 1997–2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003–2006 годах.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствуют решению данной проблемы.
Следует отметить усложняющийся год от года контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В то же время существующая сеть детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения, что должно осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, но и прежде всего за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых расположено образовательное учреждение.
В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. – дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них – сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма “Дети-инвалиды”.

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Целями Программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.
Целью подпрограммы “Здоровый ребенок” является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;
развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Целью подпрограммы “Одаренные дети” является создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачами подпрограммы являются:

создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;
развитие центров работы с одаренными детьми;
ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми;
создание на федеральном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одаренными детьми.

Цель подпрограммы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” – защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности;
ресурсное обеспечение системы служб, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Целью подпрограммы “Дети-сироты” является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);
государственная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью подпрограммы “Дети-инвалиды” является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их с обществом;
обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
создание системы полного учета детей-инвалидов;
мониторинг социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Срок реализации Программы – 2003–2006
годы.

III. Система программных мероприятий

Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы.
Подпрограмма “Здоровый ребенок” включает как мероприятия по охране здоровья матерей, так и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
В рамках реализации подпрограммы предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения;
научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
Подпрограмма “Одаренные дети” содержит систему мер, направленных на создание равных условий, адресную поддержку и социальную адаптацию одаренных детей.
В подпрограмме планируются:
развитие и поддержка сети организаций, работающих с одаренными детьми;
осуществление государственной поддержки и социальной защиты одаренных детей;
развитие системы работы с кадрами.
Мероприятия подпрограммы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
С этой целью предполагается осуществить:

научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
меры по организации и проведению реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Решение задач, поставленных в подпрограмме “Дети-сироты”, предполагает скоординированные действия по следующим направлениям:

реформирование системы опеки и попечительства;
внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным;
строительство образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы социальной защиты семьи;
мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и организационные мероприятия по подпрограмме.

В подпрограмме “Дети-инвалиды” предусматриваются:

информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов;
меры по улучшению социального обслуживания детей-инвалидов, укреплению материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов;
научно-методическое обеспечение решения проблем детской инвалидности;
обеспечение автотранспортом специализированных учреждений для детей-инвалидов;
организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров системы социальной защиты населения.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы в 2003 году предусматривается в размере 4574,72 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1452,54 млн рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации – 3057,45 млн рублей, внебюджетных источников – 64,73 млн рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год подлежит уточнению в установленном порядке.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и подлежат ежегодно уточнению.

VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

улучшить положение детей, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
стабилизировать семью как основной социальный институт общества;
снизить заболеваемость, инвалидность детей, уменьшить численность социально дезадаптированных детей и подростков;
снизить показатели материнской смертности – до 30 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности – до 13 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15–20 процентов, заболеваемости женщин на 3–5 процентов;
развить систему выявления и поддержки одаренных детей: оказать материально-техническую поддержку специализированным учреждениям по работе с одаренными детьми, всероссийским очно-заочным школам, региональным образовательным учреждениям, экспериментальным площадкам, отрабатывающим новые технологии работы с одаренными детьми, школам-интернатам для одаренных детей;
ежегодно выплачивать 120 единовременных стипендий одаренным детям;
обеспечивать ежегодную поддержку 10 всероссийских и 4 международных предметных олимпиад, проведение всероссийских творческих мероприятий для детей-инвалидов, ежегодных мероприятий, предусмотренных в комплексной программе Всероссийского фестиваля детского художественного творчества “Адрес детства – Россия”, летних творческих тематических смен, мастер-классов для одаренных детей, мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей;
снизить численность безнадзорных детей, сократить число правонарушений несовершеннолетних;
расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);
увеличить объем и повысить качество предоставляемых социальных услуг, ежегодно обслуживать более 1,5 млн несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
укрепить материально-техническую базу свыше 700 учреждений социального обслуживания семьи и детей;
уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, реформировать систему опеки и попечительства, ориентировав ее деятельность на предупреждение социального сиротства, создание условий для воспитания детей-сирот в семьях различного типа;
создать 12 экспериментальных центров содействия помещению ребенка в семью;
завершить строительство и реконструкцию 72 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить доступность образования, спорта, культуры для детей-инвалидов;
увеличить число реабилитационных центров для детей-инвалидов до 350, укрепить их материально-техническую базу, ежегодно обслуживать в них до 150 тыс. человек;
обеспечить более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и более 8 тыс. детей, страдающих сахарным диабетом, глюкометрами;
предоставить автотранспорт более чем 500 специализированным учреждениям для детей-инвалидов;
повысить эффективность межведомственного взаимодействия, усилить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем детства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru