Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

«Как сердцу высказать себя» грамотно?

В.Н.Мещеряков.
Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания:
Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.
М.: Флинта: Наука, 2001. – 256 с.

Сегодня на учебном рынке страны представлен чрезвычайно богатый перечень пособий по теории и практике написания сочинений. Авторы этих изданий выражают готовность поэтапно, шаг за шагом обучить старшеклассника методике создания текста. Однако, к сожалению, под обложкой с многообещающим подзаголовком нередко оказывается просто сборник готовых сочинений по произведениям школьной программы. А что же с так называемой теоретической частью этих изданий? Увы, зачастую она исчерпывается банальными советами вроде «внимательно прочти тему» или «не пиши, чего не знаешь» (впрочем, совершенно справедливые замечания).
Учебно-методическое пособие В.Н.Мещерякова «Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания» адресовано студентам и учителям-словесникам. Безусловно, перед этими серьезными людьми не стоит сверхзадача накануне сочинения решить: «Почему же погибла Катерина?» – и, видимо, поэтому автор данного издания в отличие от своих коллег, специализирующихся на учебных пособиях для школьников, счел возможным соединить серьезную научную базу с практическими заданиями.
Свою книгу профессор В.Н.Мещеряков посвятил исследованию вопросов речеведения. В рамках именно этой науки, по его мнению, можно наиболее полно изучить «формы, виды, типы и жанры связной речи, виды и типы текстов разных композиционных форм, структур и функциональных стилей».
Автор стремился «свести бесконечное разнообразие свойств реально существующих текстов к вполне исчислимому набору категориальных… признаков» и таким образом «сделать обучение сочинению в школе управляемым».
В.Н.Мещеряков выявляет существенные признаки текстов, относящихся к разным жанрам, поясняет законы, по которым эти тексты строятся. Пользуясь развернутой классификацией и правилами, не только студент, но даже старшеклассник сможет самостоятельно выстроить грамотный связный текст на заданную тему. Тем более что восприятие специфического материала существенно облегчают обобщающие схемы и таблицы, разработанные автором.
Среди безусловных достоинств этого издания – удачно подобранные примеры и оригинальные упражнения. Так, в качестве заданий В.Н.Мещеряков использует тексты по культурологии, биологии, технике, психологии. А в цикле упражнений на определение и сопоставление различных понятий автор предлагает проанализировать детские перлы: шоссе – «это дорога в Киев», у кошки и собаки «шерсть такая же, как у обезьяны, а от обезьяны произошел человек».
Пособие В.Н.Мещерякова состоит из трех основных глав: 1) Текст. Общая характеристика; 2) Текст как объект речевой деятельности. Чтение; 3) Текст как предмет речевой деятельности (школьные сочинения). Фазы речевой деятельности.
В первой главе автор характеризует понятия текст, жанр, речемыслительные операции и действия, разбирает единицы текстообразования: абзац, сложное синтаксическое целое и предложение. При этом существенное значение отводится выработке навыка составления схемы абзаца. Схема позволяет четко проследить взаимосвязь предложений, определить среди них главное. Место предложения в абзаце и в тексте в целом существенно влияет на восприятие информации. Например, главную мысль сообщения выгоднее высказывать в начале или в конце абзаца – так значительно больше вероятность того, что она не останется незамеченной.
В общей сложности В.Н.Мещеряков называет более 30 (!) приемов привлечения и удержания внимания. Не секрет, что умение заинтересовать слушателя или читателя, правильно расставить акценты и эффектно закончить свою речь – залог успешной карьеры и приятного повседневного общения.
В самой объемной третьей главе (на мой взгляд, она вполне может быть рекомендована и старшеклассникам для подготовки к сочинению) представлен «базовый материал, обобщающий знания, необходимые для практической работы, конечной целью которой является текст сочинения на заданную тему». Этот раздел наиболее ценен именно с практической точки зрения, так как здесь подробно и доступно охарактеризованы все этапы создания текста – от ориентировки и определения типа сочинения до выбора структуры концовки. Кстати, наряду с традиционными вариантами концовок, такими как обобщение, актуальность, новаторство автора, В.Н.Мещеряков называет и менее распространенные виды, например, «Значение произведения для правильной оценки прошлого».
А если ученик точно обозначит функции первой части сочинения и выберет соответствующий вид зачина, то вечный школьный вопрос «с чего начать?» уже не покажется ему риторическим.
Здесь же автор анализирует основные типы сочинений: тут и «Характеристика образа…», и «Вольнолюбивые мотивы…», и «Роль художественной детали…». Причем к разным классам тем прилагаются свои «типичные компоненты содержания», варианты подходов к раскрытию темы и даже ее возможные формулировки. К сожалению, несоответствие темы содержанию – довольно распространенная ошибка школьных сочинений. Разнообразие вариантов тем, предложенных в пособии, поможет учащемуся не растеряться на экзамене и сообразить, что «Внесюжетные элементы…», «Вставные компоненты…», «Лирические отступления…» и «Повесть о капитане Копейкине» вполне могут быть формулировками одной темы.
В этой же главе учителя-словесники найдут руководство к действию по проведению урока, предшествующего сочинению. Важным качеством педагога В.Н.Мещеряков считает способность развить у детей ассоциативное мышление и научить их видеть взаимосвязь между произведением искусства и социально-политической обстановкой в стране и мире. «Программирование» ассоциаций поможет создать авторский и фоновый план, необходимый в сочинении.
Немаловажную роль при работе с текстом, по мнению автора, играет «конструирование пересказов». Замечу, что этот навык приобретает особую актуальность в свете участившихся дискуссий о возможной замене выпускного и вступительного сочинения на более простую форму проверки знаний по русскому языку и литературе – изложение.
При попытке сравнить учебно-методическое пособие В.Н.Мещерякова с изданиями аналогичной направленности невольно вспоминается притча о старике, который, вместо того чтобы накормить голодных людей рыбой, научил их плести сети и таким образом обеспечил пропитанием на всю жизнь. Каждый вправе выбрать, воспользоваться ли единовременной помощью сборника сочинений и вызубрить чужой текст, или самому овладеть творческим процессом создания текста и анализа художественного произведения, чтобы впоследствии обучить этому других.

Елена КАРТАШОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru