Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОЛГИ И ОБЕЩАНИЯ

Александр АДАМСКИЙ

Неписаные законы школьной экономики

Учителю можно повысить зарплату –
при условии, что он ее не получит

Ставшие хроническими задержки заработной платы оказали правительству неожиданную услугу: они оказались в центре внимания общественности, а сам размер зарплаты как бы отошел на второй план.
Лишь бы заплатили, а сколько – это уже вроде и не важно.
На самом деле жить на зарплату в 1500 или даже 3000 рублей невозможно, особенно в большом городе.
А неуклюжие попытки поднять зарплату приводят, как ни странно, к обратному эффекту – она становится все меньше. И дело в первую очередь не в росте цен и инфляции, а в особенностях самой школьной экономики. Точнее, в ее отсутствии...

Пустые хлопоты

Как вы, наверное, помните, в августе 2001 года было проведено специальное заседание Государственного совета, посвященное образованию. Ни одно из решений Госсовета, касающихся школьных финансов и не только, до сих пор не воплощено на практике.
Широко разрекламированный Указ Президента от 29 декабря 2001 года об обеспечении образовательных учреждений финансовыми ресурсами, о субвенциях из региона в муниципалитет не выполнен.
Повышение заработной платы работникам образования в 1,89 раза с января 2002 года привело к тому, что у них отобрали местные надбавки и за счет этой «экономии» формально выполнили распоряжение правительства. Кроме того, источниками экономии средств стали сокращение штатов и так называемая оптимизация сети образовательных учреждений, то есть, попросту говоря, закрытие ряда школ, детских садов, учреждений дополнительного образования.
Проект бюджета на 2003 год по всем финансовым параметрам не соответствует намерению правительства поддержать модернизацию в образовании, к тому же уже сейчас депутаты не могут найти денег на очередное «повышение» зарплаты в 1,3 раза, запланированное правительством на октябрь будущего года.
Новая система оплаты учительского труда, предложенная правительством, вместо отраслевой грозит превратиться в регионально-территориальную. И тогда отмена Единой тарифной сетки станет для безденежных регионов возможностью бесконечно снижать зарплату учителям.
Более того, переход на отраслевую систему оплаты труда планируется провести одновременно с ее повышением в октябре 2003-го. И даже если средства найдутся, само по себе совпадение двух нововведений по техническим, бухгалтерским причинам приведет к такой сумятице, что учителя вообще не получат ни копейки. Такое уже было, и не раз.

Активен – значит, виновен?

Но все неурядицы с учительской зарплатой лишь одна сторона школьных бедствий.
В условиях расчетов через казначейство директор школы поставлен в унизительное положение, когда он, формально считающийся руководителем юридического лица, не может потратить ни копейки в соответствии с действительными нуждами – предельно детализированная смета расходов и система мелочного контроля со стороны фискальных органов блокируют малейшую финансово-хозяйственную активность.
Например, сегодня сотни директоров школ стоят навытяжку перед налоговыми инспекторами и пытаются им объяснить, что не отвечают по обязательствам попечительских советов, действующих как отдельные от школы юридические лица. Но для налоговиков и прокуроров нет разницы: для них все это подчиняется логике отношений между государством и образовательным учреждением – а значит, попечители, нередко несущие основную нагрузку по содержанию школ, должны еще не только отправлять свои средства во внебюджетный фонд городской администрации, но и платить уйму налогов за то, что не дают школе умереть.
В школьной экономике творится полный хаос, зато идет настоящая охота за активными директорами-хозяйственниками, их увольняют планово, возбуждаются уголовные дела, а количество школ, ведущих свою бухгалтерию и имеющих свой расчетный счет, сокращается с фантастической скоростью Уже в каждом крупном городе их не десятки, а единицы...
А теперь очередь дошла и до руководителей территориального и регионального уровней.
Сиди тихо, не ищи на свое юридическое лицо приключений, и никаких претензий к тебе не будет. Правда, и школа будет хиреть, разваливаться, и район твой, и республика. Но зато сам цел останешься. А начнешь хозяйничать – как из-под земли вырастут либо чиновники, стригущие ренту с твоей активности, либо фискальные органы, которые уже всех злоумышленников победили, остались лишь мелкие недочеты в школьной экономике.
Совсем недавно закончилась судебная эпопея над начальником районного управления Джидинского района Бурятии Татьяной Будаевой, которую глава администрации снял с работы и которая целый год была мишенью для бесконечного числа проверок, уголовных дел, судебной волокиты и, наконец, элементарной травли за свою активность.
8 октября все обвинения в судебном порядке сняты, Т.Будаева восстановлена в своей должности. Но урок для других преподан такой, что теперь только герой-руководитель станет в этом районе проявлять инициативу.
Этот случай завершился вроде бы благополучно, но известны десятки аналогичных, разного масштаба, когда директор, начальник управления, министр находятся под прицелом только за то, что в условиях мертвой зыби школьной экономики позволили себе хозяйственную активность, пытаясь обеспечить безопасность детей в школе, тепло и свет, ремонт и нормальное питание, спасая учителей, находя источники доплаты, развивая школьное производство и просто делая свою работу.

Бастуете? – Работаем!

Недавно в рамках эвриканской программы научно-методической поддержки инициатив в Россию приехала доктор Лиес ван Донселаар из Голландии. И узнала, что нашим учителям не платят зарплату.
– Бастуете? – спросила доктор ван Донселаар, много лет проработавшая в лицее города Утрехта и, как ей казалось, понимающая, что в таких случаях надо делать.
– Нет, – сказали ей учителя, – продолжаем работать.
– Зачем? – спросила доктор ван Донселаар. – Вам же не платят?
– Не платят, – ответили ей российские учителя.
– Бастуете? – снова спросила доктор ван Донселаар, теперь уже с надеждой спасти свое понимание этой проблемы.
– Нет, – сказали ей учителя, – работаем.
Диалог этот состоялся несколько месяцев назад. А сейчас повторный приезд г-жи ван Донселаар совпал с выступлением в Государственной думе на правительственном часе вице-премьера В.Матвиенко, которая сообщила депутатам, что на данный момент долг по зарплате составляет 1,3 миллиарда рублей.
– Это уменьшение или увеличение по сравнению с летними долгами? – спросила нас Лиес, пытаясь найти хоть какую-то логику во всем этом.
Мы стали вспоминать.
В середине августа вице-премьер А.Кудрин бодро пообещал ликвидировать все долги к началу учебного года, тогда речь шла о девяти миллиардах.
Пару недель назад на совещании в Ленинградской области министр образования назвал иную сумму задолженностей: 200 миллионов рублей.
А вот теперь – 1,3 миллиарда.
При этом вице-премьер В.Матвиенко сообщила, что срок задержки – считанные дни.
Если смотреть на эту ситуацию изнутри, создается убеждение, что власти не владеют реальной ситуацией.
И запутывают общество.
Государство не хочет на себя брать ответственность за судьбу учителя и в то же время не находит эффективных решений, как учителю выжить.
А госпожа ван Донселаар, после того как услышала про цифру, названную вице-премьером, робко спросила:
– Работаете?
А куда деваться…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru