Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Ирина КОРСУНОВА,
замдиректора НОУ “Школа в адаптационной системе обучения”
пос. Свердловский Московской области

Первые десять дней

О детях, которые только приходят в школу,
и о книге, которая помогает сделать шаг им навстречу

Какими приходят дети в первый класс?
Женька сидит за столом. Накладывает рукой в ложку лапшу из супа, жует не спеша. Затем берет двумя руками тарелку и пьет через край. Пятеро соседей замерли. Где еще такое увидишь?
Катюша плачет. Саша и Костя залезли к ней в шкафчик и съели конфеты. Конфет было бы не жалко. Катя всегда всех угощает. Но на этот раз гостинец принесла бабушка – папина мама. Родители в разводе, и бабушке не разрешают видеться с внучкой. Она приходит украдкой в школу, и ее гостинец дороже всех.

И вот этим ребятам надо учиться. Читать и считать, думать и доискиваться до сути, быть способным к самостоятельному действию. А еще учиться терпению и сопереживанию, взаимопомощи и пониманию – тому, как жить в мире взрослых и детей.
Много лет назад, когда мой первый класс сводил меня с ума постоянными слезами, обидами и драками, мне попала в руки книга Селестена Френе, выдающегося французского педагога-гуманиста. В его статье о нравственном и гражданском воспитании я прочла о необычной школьной стенгазете. Первая колонка отводилась для критических отзывов, вторая – для похвальных, в третьей дети должны были записывать просьбы и пожелания, а в четвертой – сообщения о своих делах. Перебираю старые странички.
– Я критикую Костю П. за то, что он пинал Сашу Н. Леша.
– Я критикую Лешу за то, что он написал, что я, Костя П., пинал Сашу. Я его не пинал, а не разрешал ему и Вове выяснять отношения по-мужски. Потому что хочу, чтобы никто не дрался и была дружба между всеми. Костя.
– Я критикую попугаев за то, что они сами не даются в руки. Рома.
– Я хвалю Сашу О. за то, что она, когда мы все заблуждались, вывела нас на правильное решение. Катя.
Мои ребята взрослели.
– Сегодня на уроке русского я была сначала в позиции учитель–ученик, потому что на вопросы, которые у меня возникали, сама и отвечала. А после того как все сделала, я была в позиции учителя, помогала Зине. Саша О.
– У меня есть проблема: хочу быть первым. Когда человек говорит, встреваю в разговор и высказываю свои мысли. Моя цель – поработать с этой проблемой. Гоша М.
На страничке «Я критикую» только одна размашистая строчка:
– Я критикую себя!!!

– Вы знаете, – скажет спустя несколько лет Настя, – я ведь весь первый класс думала, что школа для того, чтобы лежать на диване и смотреть телевизор. Потому и ревела на уроках. И только во втором классе поняла, что в школе надо учиться.

Книги бывают разные. Бывают книги-прохожие. Попадают в руки только однажды. Не возвращаются. Забываются. Теряются.
А бывают книги хранимые. Бережно и с любовью. Вот совсем невзрачная. На серо-желтой бумаге, с непропечатанными буквами, загнувшимися и истонченными от частого использования уголками. Ее издавали и переиздавали. Но я храню именно свою, испещренную пометками всех цветов и смыслов. «Введение в школьную жизнь. Галина Цукерман. Наталья Поливанова».
Она написана для того, чтобы помочь ребенку построить содержательный образ настоящей школы, настоящего школьника. Курс “Введение...” задуман как промежуточный между дошкольным и школьным детством. Таково и самоощущение ребенка: он уже не дошкольник, но еще и не ученик. Его наивные внешние представления об учебе часто не совпадают с реальностью. Ему еще только предстоит выстроить новую систему отношений со сверстниками, взрослыми, наконец, с самим собой.

– Я люблю смотреть телевизор, люблю, чтобы мне покупали красивые игрушки. Без развлечений – я никак! Мне никто не нравится в школе. Все плохие. Только девочки хорошие – Даша и Полина. Еще два мальчика очень нравятся. А Егор мне не нравится. Я взял лошадку поиграть, а он ее тоже сразу взял. Если бы он хорошо попросил, я бы ему сам дал. А он сразу: «Дай! Дай!» Я ему и дал по губе. А он на меня накинулся, как лев из кустов. Мы с ним не помирились.

У Светы – Светланы Борисовны – это самый первый первый класс. Хотя в школе она не новичок. С.Б. уже несколько лет работает учителем естествознания по программе Елены Викторовны Чудиновой, и у нее присутствуют та педагогическая находчивость и отвага, которые отличают стойких учителей развивающего обучения, выстроивших и проживших не одну проблемную ситуацию, бьющихся по ночам над поиском «нескольких точек зрения», рефлектирующих «способы действия». Светлана Борисовна не оставит без внимания ни один детский вопрос. «Давай подумаем вместе» – хотя проще ответить «не знаю». «Может быть, ты и прав, но я думаю по-другому» – цивилизованный способ решения конфликта. «Давай попробуем договориться» – вместо «Делай, как я сказал». Здесь сотрудничество – это не просто вежливое и культурное общение людей. Нет, ребенок занимает в нем активную позицию учащегося в противовес пассивной позиции обучаемого. Но если подросток способен учиться самостоятельно, с помощью книг, то первоклассник может компенсировать собственную неумелость только с помощью других людей: учителей, родителей, одноклассников.

– А я сегодня учился задавать умные вопросы.
– А мне ты сможешь задать умный вопрос?
Задумывается.
– Как вы думаете, зачем нужны книжки?
– В книжках можно прочитать про то, чего еще не знаешь. Например, про разные страны.
– Да, я видел такую книжку. Там была нарисована Африка. И еще большая река. Вы не знаете, как она называется?..

Порадую завтра Светочку. Ее урок прошел не зря.

Школьник, умеющий учиться, сам оценивает свои достижения.

– Я сделал хорошо или плохо? – спрашивает малыш.
– Давай сначала вспомним, что нужно было сделать.
Ребенок вспомнил и огорчен: не все получилось, как надо.
– Какая тебе нужна помощь? Кто может тебе помочь?

Сейчас самое главное – научить ребенка определять степень своего умения или неумения; дать ему понять, что оценка работы и оценка самого себя не должны смешиваться. «Плохая работа» – это не то же, что «я – плохой».

«А еще нас сегодня учила Виктория Вячеславовна. В башне жила принцесса. Кто свое имя написал правильно, мог поставить крестик на вершине башенки. Это значит, ты спас принцессу».

Оказывается, отметку себе можно поставить за разное: за «красиво», «интересно», «я старался»…
Создавая курс “Введение в школьную жизнь”, взрослые подумали и о том, как важно в первые дни школьной жизни сохранить эмоциональное благополучие и душевный комфорт. В этом помогают ритуалы знакомства и приветствия, игры, работа в малых группах.

«Я подружился с ребятами. Одного мальчика зовут Рустам. Он знает много игр. И мне нравится Даша, она умеет свое имя письменными буквами писать».
«Я очень обрадовался, когда пошел в школу. Этот детский сад мне надоел, потому что там дети кричат, а в классе крика нет и спать не надо. В школе я учусь. …Нас повели на компьютеры. Мы там разные кнопочки нажимали. Это чтобы потом научиться печатать. Фамилия у учителя была Федорович».
«А Дима с Егором поссорились. Это плохо. Им ведь еще долго учиться в одном классе».
Подходит к концу вторая учебная неделя. Многому научились, хотя что-то не удалось.

«Я научился считать по-английски до пяти. А до десяти – это очень трудно…
Я научился в школе знакомиться, задавать вопросы. Английскому научился. Только пока еще пару слов знаю, а остальные не могу произнести…
Чему учусь? Интернет мы сегодня учили...
Есть некоторые трудности, но я с ними справляюсь…»

На белом листочке бумаги – синяя река, лодка с большим белым парусом и две забавные фигурки. Это Андрей и Егор, не ссорясь, вместе плывут на яхте.

Директор Наталья Ивановна улыбается. Ее девять первоклашек теперь уже могут с гордостью сказать: «Я – ученик!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru