Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Интегрированное обучение – кто только не говорит о нем в последнее время. Видимо, школа устала от постоянной необходимости расчленять целостную ткань нашего бытия на лоскутки учебных предметов. Идея заманчивая, но за десятилетия мы настолько привыкли, что звук, например, на уроке музыки – это одно, а на физике – совершенно другое, что сочинить интегрированный урок гораздо труднее, чем традиционный. Ведь приходится не просто соединять геометрию с музыкой или рисование со словесностью. Нужно, чтобы они не просто соседствовали, а дополняли друг друга. Но и это не главное. Самое важное – для чего мы это делаем: чтобы школьное знание о мире перестало быть отчужденным от ученика, а основой образования стал личный опыт ребенка. Традиционно в школе развивали преимущественно разум ученика, а его эмоции, ассоциативное мышление и внепредметные интересы были помехой в учебе. В интегрированном же образовании педагоги стремятся всякое знание строить на фундаменте чувственно-эмоционального восприятия. Именно так работают педагоги гуманитарного центра “Театр” в Екатеринбурге. “Театр” – это группы и учебные комнаты детского сада “Лорик”, классы и кабинеты школы “Мы”, залы и творческие мастерские студий... А еще дети и педагоги. Создателем центра был Генрих Львович Риасс, профессиональный режиссер, педагог. Пятнадцать лет назад он привел в свой любительский театр детей, чтобы взрослые учились у них искренности и органичности, учились вместе думать, разбираться в житейских событиях и придумывать праздники. И начались репетиции, сочинения про свою жизнь, из которых рождались смешные и грустные спектакли, споры с родителями и учителями.
Генрих Риасс точно понимал суть возникающих у детей проблем и, будучи человеком азартным, решил рискнуть и посягнул на святая святых – школу с ее жестко очерченными тогда идеологическими рамками. И не театр в школе решил создать, а уроки истории, литературы, математики превратить в театр, вернее, в событие, для ребенка безусловно интересное и важное. Он назвал это так: “Использование методов и принципов театральной педагогики в образовании”.
Собралась группа педагогов одной из екатеринбургских школ и студентов педагогического института. Пришли родители, желающие для детей иной образовательной атмосферы. Начались занятия с педагогами: как выстраивать режиссерскую логику урока; с родителями: как создавать для детей праздник. А с детьми просто играли в очень серьезные игры... и все вместе придумывали капустники.
В 1992 году Генриха Риасса не стало... Остались родители, дети и группа учеников, которые только-только почувствовали вкус к новому таинственному педагогическому инструменту. Его предстояло осмыслить, сформулировать исходя из своего предмета. А быть может, и заново открыть, в особенности вновь пришедшим педагогам.
За последующие годы были написаны и сертифицированы программы, сейчас педагоги продолжают разрабатывать новые. А в этом году гуманитарный центр “Театр” начинает работу как центр повышения квалификации.
О нем сегодня рассказывают педагоги и ребята.

Продолжение урока следует!..

Педагогическая драматургия гуманитарного центра “Театр”, город Екатеринбург

Каждый урок в школе в гуманитарном центре начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Занятие начинается еще в коридоре, по пути в учебную комнату. “Как можно идти осенью? Коридор – осенняя дорога. Под ногами шуршат листья? Или хлюпают лужи?..” Так начинает “осеннее” занятие словесностью с пятилетними детьми Ольга Смирнова. Потом возникает осеннее Слово.
А как сложить столбиком 312 и 584? Да просто превратиться в числа: “Я буду цифрой “три” – это сколько сотен в первом числе... А я буду единицей – десятками... Тогда я буду двойкой – единицами этого числа...” Илья возьмет на себя роль плюса, а Алена – “равно”... Они учатся чувствовать друг друга на уроках математики у Ольги Данив. А еще ребята умеют “зацепляться” мыслью друг за друга. Сначала учились с помощью настоящей прищепки, цепляя ею одежду продолжившего мысль, а потом осталась фраза: “Я за тебя зацепляюсь!”
Им доставляет удовольствие продлевать замысел. Они “зацепляют” стиль автора, и тогда рождаются хайку на уроках словесности в шестом классе у Елены Танаевой:

Как мал наш мир
И как велико оно –
Крылышко бабочки
     Миша Шикшеев, 12 лет

Перед рождением хайку дети в художественной мастерской у Ольги Сусловой превращались в “облака, окутывающие гору”, с которой “чередой мольбертов стекает река”.
Эти удивительные перетекания смыслов из предмета в предмет происходят у нас ежедневно. И не стихийно. Перипетии их взаимосвязей продумываются тщательно, как и то, каким способом смыслы эти наполнить близкой ребенку эмоциональной энергией и как создавать особую, способствующую этому атмосферу в классе. В этом смысле работа педагогов, пожалуй, близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций. Ведь каждый раз, готовя очередной урок, я думаю о том, как поддержать их ожидание чуда, как настроить на тему занятия, а значит, я продумываю очень конкретные вещи:
– как перевернуть, изменить пространство класса адекватно атмосфере темы, но чтобы в нем было удобно дышать и работать. А быть может, я создам пространство, противоречащее теме, и тогда “провокация” эта “возмутит” детей и подтолкнет к азартной переделке “мира”. И начнется работа... Но сначала:
– как войти в класс;
– удивить молчанием или неожиданным примером, рисунком, музыкой сразу, не оговаривая темы, как бы предлагая догадаться, о чем сегодня наше представление, чему будут посвящены 40 или 80 минут интенсивной душевной и мыслительной работы, а затем:
– как представить тему, чтобы детям было интересно, а значит, точно определить точки пересечения ее содержания с содержанием их сегодняшних интересов, иначе я могу “пройти” со своим знанием мимо них;
– когда, в какой момент занятия органично ввести тренинговые упражнения, будь то счет, правописание слов, ритмические диктанты, освоение клавиатуры компьютера... Ведь без них невозможно двигаться дальше. Это наши “ноги”, которые мы должны научить быстро ходить, чтобы многое успеть;
– какие вопросы и в какой последовательности я предложу им, чтобы разбередить их воображение и подвести к открытию решения;
– какие игры и в какой момент мне затеять с детьми, чтобы в процессе их искать решение, моделируя математическую, художественную или компьютерную реальностью. И наконец:
– как мне завершить урок, оставляя финал открытым, потому что продолжение всегда следует...
Какое это удовольствие – уметь режиссировать интригу урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Событийный подход в организации образования очень важен. Современный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо так же быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создавать событие.
Все, о чем я говорю, на самом деле очень непросто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.
Я надеюсь, что значимые для нас театрально-педагогические ракурсы помогут и вам лучше понять суть происходящего в нашем гуманитарном центре “Театр”.
Вот они:
Как понимается пространство урока, художественного текста, и шире – пространство взаимодействия детей и взрослых. Каково оно.
Что такое предлагаемые обстоятельства урока.
Как они создаются.
Как стать иным – персонажем, даже звуком, словом, числом, цветом...
Что такое “вживание” в предмет исследования и как оно осуществляется.
Какой может быть логика вопросов, раскрывающих смысл темы, и шире: какова логика ведения творческого процесса на занятии.
Как создается атмосфера урока или праздника.
Как создается праздник-спектакль.
Каковы принципы и способы интеграции предметов.
Как взаимодействуют общее и дополнительное образование. И существует ли точка, где заканчивается одно и начинается другое.
Каков характер взаимодействия детей и взрослых в гуманитарном центре “Театр”, в школе “Мы”, детском саду “Лорик”, в творческих студиях, на уроках и праздниках.

Наталья БАСИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru