Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2002

Первая тетрадь. Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

ЕГЭ: полная картина по неполным данным?

В этом году в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 293 968 выпускников школ из 16 регионов. Сколько из них поступили в вузы, до сих пор точно неизвестно

На днях в Москве прошло II Всероссийское совещание, на котором обсуждались итоги эксперимента по введению ЕГЭ в 2002 году и задачи на следующий год. В совещании приняли участие представители органов управления образованием, руководители вузов и ссузов 53 регионов.
Похоже, отчетное мероприятие собрало в актовом зале Министерства образования лишь горячих приверженцев нововведения: все выступавшие дали положительную оценку эксперименту. Однако, по признанию самих участников, на подготовительном этапе им приходилось преодолевать нешуточное сопротивление оппонентов: недоверие вузов, опасения школ потерять “красивые” показатели успеваемости, безразличие и сомнения cо стороны учащихся и их родителей.

...И противники стали союзниками

Например, в мае, можно сказать, `”за пять минут до ЕГЭ”, парламент Томской области поставил в повестку дня вопрос о целесообразности проведения эксперимента в регионе. Начальник Главного управления образования Томской области Леонид Глок настоял на том, чтобы окончательный вердикт местных законодателей был вынесен уже по итогам эксперимента: благодаря тому, что прием в вузы области по свидетельствам ЕГЭ прошел успешно, депутаты сменили гнев на милость, и теперь Леонида Эдуардовича вместо обещанного снятия с поста ждет почетная грамота.
В Томской области, где свободных мест в вузах больше, нежели желающих их заполнить, благодаря эксперименту удалось решить проблему дисбаланса между спросом и предложением.
Ярким и весьма поучительным примером может служить опыт Калининградской области. Каждая специальность, предоставляемая Калининградским госуниверситетом “под ЕГЭ” (а таковых по правилам должно быть не менее 50%), по признанию первого проректора Ирины Куксы, “вырывалась с кровью”, а по завершении эксперимента руководители этого же самого вуза приняли решение открыть для поступления по свидетельствам ЕГЭ 80% своих специальностей. Причина в том, что конкурс на эти направления подготовки, традиционно пользующиеся спросом, за счет наплыва выпускников – участников эксперимента подскочил вдвое.
Были и другие факторы, позволившие повернуть ситуацию в пользу ЕГЭ. Во многих регионах старались максимально привлечь вузовских работников к организации и проверке результатов ЕГЭ, а также к контролю за информационной безопасностью. Таким образом, самые отъявленные скептики имели возможность на собственном опыте оценить преимущества или недостатки эксперимента.

Проблемы с обратной связью

В нынешнем году около 150 вузов (из них более 30 расположено в непилотных регионах) и 78 ссузов принимали сертификаты с результатами ЕГЭ. Около 100 тыс. абитуриентов из 600 тыс. планового приема зачислены в российские вузы по результатам ЕГЭ.
Но все ли так гладко, как рисует официальная статистика?
Как выяснилось в ходе совещания, некоторые вузы предоставили под ЕГЭ неперспективные, не пользующиеся спросом специальности, а престижные приберегли для традиционной формы вступительных испытаний.
При этом на совещании обсуждалась проблема отсутствия полных сведений о результатах приема в вузы по итогам эксперимента. Затруднения со сбором такой информации испытывали как организаторы официального сайта Ми нистерства образования www.ege.ru, созданного в 2001 году, так и разработчики новой федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ, сумевшие установить обратную связь лишь с 46 вузами из 117 вузов и филиалов пилотных территорий.
В следующем году, как заверил В.Филиппов, молчанию и недоговоренностям будет положен конец: каждый вуз, участвующий в эксперименте, на своем сайте должен будет публиковать сведения о зачисленных по свидетельствам ЕГЭ абитуриентах. Упомянутый выше Калининградский госуниверситет такую работу проделал уже в нынешнем году.

Эксперимент по умолчанию

Нынешнее совещание еще раз показало, что министерство к самокритике не склонно. О недостатках и просчетах в организации эксперимента говорилось неохотно и вскользь.
А ведь были случаи, когда без всякой острой необходимости распечатывались “секьюрпаки” – специальные пакеты с материалами ЕГЭ. Или один и тот же ученик без всякой уважительной причины дважды принимал участие в экзамене по одному и тому же предмету – в основной и резервный дни. Неоправданно долго (7–10 дней вместо положенных двух–четырех) в некоторых регионах проверялись ответы выпускников на задания части “С”, которые были написаны в свободной форме. Эти и некоторые другие факты привела в своем выступлении Оксана Решетникова, заместитель директора Центра тестирования. Она же высказала опасение, что вместе с увеличением числа участников эксперимента в следующем году возрастет и число нарушений. На что первый заместитель министра образования Виктор Болотов ответил, что нарушения были единичными и потому непоказательными.
Всего 49 регионов, включая 16 пилотных территорий этого года, подали заявки на участие в эксперименте по введению ЕГЭ в 2003 году. Из них включиться в федеральный эксперимент получат право лишь 32 – на такое количество регионов рассчитаны материальные и физические ресурсы Министерства образования (каждую территорию требуется обеспечить КИМами и инспекторами из центра). Окончательный состав участников определится на коллегии 8 октября. Тогда же планируется принять решения по целому ряду проблем, заявленных во время совещания. Это касается изменения графика ЕГЭ: предлагается передвинуть сроки начала испытаний с 1 июня на 20 мая в целях увеличения резерва времени на проверку работ.
Не исключено, что в перечень предметов, обязательных для сдачи в формате ЕГЭ, наряду с математикой войдет и русский язык, который, как известно, сдается на вступительных экзаменах во всех вузах независимо от их профиля.
В заключение хочется отметить, что министерство внимательно прислушивается к замечаниям и предложениям регионов по проведению ЕГЭ и готово внести необходимые коррективы. Вместе с тем со стороны руководителей отрасли наблюдается тенденция сглаживать острые углы, замалчивать некоторые сложные вопросы. Якобы для того, чтобы не дискредитировать одну из главных идей модернизации образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru