Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС 
 

Большинство современных детей живут в урбанистическом каменно-механическом мире. В мире книг (в лучшем случае), телевизоров и компьютеров. Это и друзья по играм (во дворе играют все реже, особенно вместе с ровесниками, одноклассниками), и источники информации, и важнейшее средство обучения.
В самом деле, сколько замечательных образовательных программ по телевидению! Вот и про природу чудесные сериалы идут по разным каналам, видеокассеты продаются, компьютерные программы по экологии. Учебников масса. И не только про тропических птиц или полярных медведей. Нет! Про самые обычные цветы, про лягушек и насекомых, про деревья, которые растут возле наших домов. Ребята с удовольствием разглядывают картинки, слушают хорошо поставленный голос диктора. Все неживое, бесплотное, далекое. И, выбираясь изредка в лес, наши дети видят только два дерева: елку (так они называют все хвойные – и сосну, и пихту) и березу (она же осина, ольха, липа – все, что с листочками). Зная наизусть героев бесконечных мультяшек и Sega-программ, десятки марок машин, они не отличают дрозда от скворца, не представляют, как выглядит жаворонок, не угадают ни одной птичьей песенки, разве что ворону вспомнят. Скажете: где им все это узнать? Вокруг и впрямь одни машины. Ну летом все же можно вырваться на природу, в поле, в море, в горы. А так в школе круглый год, с осени до весны, а на уроке – учебники да телевизор (хорошо еще, если есть!). Откуда узнать детям, как пахнет осенняя листва, как ярки поздние цветы, как вкусна рябина?
Мы их запираем вроде для благой цели – для учебы. Но неужели такой ценой дается образование – ценой изоляции ребенка от естественной природной среды? Сразу вспоминается Аристотель, что беседовал с учениками, гуляя по чудесному саду. Вспоминается что-то индийское и японское. И наше – российское. Усадьба. Парк. Юный дворянин, читающий книгу в беседке. Для пополнения образования и возмужания характера его скоро отправят в Европу. Он непременно покорит Альпы. Как же еще испытать себя?
Впрочем, что вспоминать. И сегодня есть возможность учить детей на свежем воздухе, под открытым небом. Учить музыке на школьном дворе или развивать способы научного мышления в горных пещерах. Не потому, что школьное здание маловато, а потому, что мир велик. И прекрасен! Пока еще все так ярко, пока еще не так холодно, давайте выйдем из класса. Во двор, на улицу...

Рая СИВАКОВА, Настя СЕЛЕЦКАЯ

Как открыть над школой небо?

Как трудно после летнего приволья снова усадить себя за парту, запереть в тесном душном классе. Учителя это прекрасно понимают, им тоже хочется подышать прохладным свежим воздухом (тем более и смог постепенно рассеивается), полюбоваться на осеннюю красоту. Но программа… Учебный план! Конечно, многие уроки вполне можно провести на природе. Не только физкультуру.
Это и для здоровья полезней, и интересней: живые деревья лучше, чем картинки в учебнике.
Но где? До парка, до леса из большинства городских школ за перемену не добежать, а дворы малы и неприглядны. Туда даже на перемену не всегда выпускают детей.

Однако есть и совершенно иные примеры. Вот двор московской школы № 864. Это настоящие «зеленые классы». Живые изгороди, дорожки, цветы, деревья, столы и скамейки полукругом – для занятий (сделаны руками ребят!), а сверху проволочный каркас – купол, который скоро зарастет вьющимися растениями и спрячет учеников от солнца и ветра. Уроки под крышей листвы – мечта!
Мечта, осуществленная не по «щучьему велению, начальственному повелению», а силами всего школьного коллектива: учителей, учеников и родителей.
И вот пожалуйста! Уроки на открытом воздухе уже реальность. Чтобы поделиться опытом, школа пригласила 13 сентября гостей на презентацию-конференцию своего проекта.
Звенит звонок, и мы отправляемся на урок биологии. Тема «Структура и строение листа». Листьев вокруг много, красивых, разноцветных. Каждый выбирает себе листочек, вооружается лупой. Что там за дырочки? На столах тетради, справочники. Лист, оказывается, живой, он дышит, питается. Рядом деревья шумят на ветру. Теперь мы знаем: им без листвы не обойтись.
А по соседству с исследовательской лабораторией – репетиция оркестра. Во дворе много места, никто никому не мешает. И юные музыканты со своими дудочками, ложками, бубнами и прочими инструментами, пустив по ветру веселую мелодию, сами пускаются в пляс, играют в старинные народные игры, в которые играли во дворах их прабабушки и прадедушки.
...Началось все еще пять лет назад. Приехала тогда в Москву накануне 850-летия делегация из Берлина, привезла подарок – технологию экологического благоустройства дворов городских школ. Такой подарок не отдашь кому угодно. Ведь построить скамеечки, посадить клумбы – это даже не полдела. Все посаженное может быть очень быстро разрушено «очумелыми» детскими ручками, если не станет для ребят своим, родным, ценным. У школы уже был опыт совместного благоустройства и сохранения красоты: прекрасный зимний сад, множество цветов в кабинетах. Вот почему проект нового школьного двора разрабатывался не только профессионалами, педагогами, но и учениками. Про то, сколько сил вложили учителя Раиса Мирова, Елена Перевалова, Любовь Чеснокова, ставшие инициаторами проекта, и говорить нечего. Самые активные экологи-дизайнеры из 10 класса образовали штаб, большой проект разделили на части, которые могли реализовать разные классы, даже младшие. Наблюдателей не было – работали все. Даже те, кто не слишком любит трудиться на уроках, с увлечением вкалывали в саду, рисовали планы, строгали, пилили, сажали цветы. Родители сначала отнеслись к идее недоверчиво: дети должны учиться, а не строить, но постепенно заинтересовались, стали помогать инструментами, материалами, личным участием.
Школьный двор стал не просто лицом школы. (Известно: какой двор – такая и школа.) Многолетние усилия по наведению красоты и порядка оказались важной частью учебной и внеклассной работы, сплотили коллектив, помогли взрослым и детям найти свое место в общем деле, проявить себя иногда с неожиданной стороны. Теперь у красивой и дружной школы нет проблем с набором первоклашек – родители с удовольствием приводят малышей сюда – не в типовую казарму, а в уютный дом. И пусть кое-кто позавидует: мол, конечно, любимчики начальства, вот пусть нам деньги дадут... Ждать милостей сверху можно вечно – и не дождаться. Пора начинать самим строить свои дворы, свою жизнь. Тогда и начальство, глядишь, перестанет командовать, великодушно отрезать кусочки бюджетного пирога, а займется непосредственными обязанностями: поможет тем, кто сам что-то делает. Ведь в конце концов так и случилось. Видя, какой размах приобрело “народное строительство”, руководители префектуры, управления образования решили внести свою лепту: помогли материалами, специалистами. Соседи тоже включились – автобусный парк, Битцевский лесопарк. Ведь для детей – для наших, для общих.
На конференции было много интересного: выступления директора школы Работкиной В.В. и председателя совета родительской общественности, заместителя руководителя эксперимента Извекова В.Ю. Экскурсия по школьному экологическому музею, которую старшеклассники провели для малышей. Словом, целый учебный день, проведенный на свежем воздухе с пользой для ума и для здоровья.
Конечно, не все выпускники школы № 864 станут экологами или ландшафтными дизайнерами, но все научатся ценить природу не на словах, а на деле, научатся строить красивый, удобный, гармоничный мир.

Фото В.СТРОКОВСКОГО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru