Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ 
 

Свидетельства, которые мы публикуем ниже, описывают ситуации, которые, к сожалению, стали частью нашей жизни, и наверное, каждый из читателей знает эту другую – изнаночную школьную реальность.
Конечно, такая жизнь идет не в каждой школе.
Далеко не в каждой. И тем не менее...

Елена КРЫЛОВА,
бывший директор школы,
пенсионер не союзного значения

Прибавочная стоимость аттестата

Некоторые школы за последнее десятилетие уже перестали быть учебными заведениями. Они превратились в целую систему хитростей и обманов. Потому что быть просто школой – это экономическое самоубийство

Исповедь директора школы

Каждый год, собирая внучку 1 сентября в школу, невольно вспоминаю свой школьный коллектив, которым руководила без малого 30 лет.
Все было за эти годы – и хорошее, и плохое, но то, что происходит в школе сегодня, плохо поддается какому-либо анализу, а многие вещи просто не укладываются в голове.
Я пишу лишь то, что наболело за последние годы, по личным воспоминаниям и впечатлениям, многое мне рассказали мои друзья-коллеги, ныне действующие руководители школ, учителя.
Начать свою не очень веселую историю мне хотелось бы с записи своей внучки в первый класс. Ведь любое знакомство со школой начинается именно с этой процедуры. А эту процедуру я проходила сама.
Наша районная школа не очень привлекала к себе. Старое, обветшалое здание, грязь вокруг и внутри. Многие учительские должности вакантны. Пришлось искать школу чуть подальше. Вот здесь-то и начались мои хождения по мукам.
В одной школе директор мне откровенно предложила: заплатите взнос 1000 долларов, и ребенок будет учиться. Стыдно было признаться своему бывшему коллеге, что я тоже в прошлом директор школы, да и надо ли было?
В другой встретили более радушно, но намекнули, что необходимо сдать деньги на ремонт школы и классные нужды. Сумма эта примерно колебалась от 100 до 200 долларов, исходя из возможностей родителей.
В некоторых школах просто за поступление просили сделать дорогостоящий подарок вроде компьютерного класса, домашнего кинотеатра, пианино, музыкального центра. В конце концов после долгих скитаний по нашим бесплатным школам мне удалось найти такую, где поступление стоило всего 2000 рублей.
Но поступить в школу, как я поняла потом, оказалось делом менее сложным и дорогим, чем в ней учиться. Уже с первых дней учебы начались всяческие сборы денег: на организацию праздника 1 сентября; на День учителя; на фотографа; на охрану...

Школьные учителя

Школьные учителя всегда подрабатывали репетиторством. Но это был труд, который тоже, кстати сказать, невысоко оплачивался. Теперь же в школах среди учителей-предметников разработана целая схема зарабатывания денег за счет родителей. По-другому ее не назовешь.
Учитель выбирает из учеников класса жертву (обычно это ребенок немного с ленцой, но обязательно с состоятельными родителями) и говорит, что если он хочет иметь хорошую оценку по предмету, надо позаниматься дополнительно с опытным педагогом, и рекомендует родителям учителя из параллельного класса, который в благодарность рекомендует своему нерадивому ученику предыдущего учителя. Итак, круг замкнут, система в действии, деньги начали свой замечательный кругооборот. Таким образом, имея 2–3 учеников по два часа в неделю, учитель способен в 3–4 раза превысить свою школьную скромную зарплату. Да и за аренду класса платить не надо, лицензия тоже не нужна. Налоги. Какие налоги? Мы занимаемся с отстающими учениками.

Директор школы

Директор школы – это вообще отдельная история. Мне очень жалко современных директоров, особенно простых общеобразовательных школ, да еще расположенных в рабочих микрорайонах. Вы не поверите, зарплата директора школы высшей категории со всеми надбавками сегодня не превышает 3,5 тысячи рублей, когда опытный учитель может заработать при максимальной нагрузке 7–8 тысяч рублей. Но при этом директор отвечает за все: от организации учебного процесса до строительства, от уборки помещений до ремонтных работ, педагогическую, кадровую работу, и все это при минимальном снабжении и финансировании школы. Поэтому главный вопрос, который стоит перед большинством директоров школ: как и где заработать деньги на школьные нужды и на себя? К сожалению, не всегда это получается честный путь.
Способов заработать у наших директоров школ существует множество.
Я познакомлю вас лишь с некоторыми из них.

Способ первый. Аренда помещений

Постепенно порядок сдачи в аренду образовательных учреждений усложняется. Поэтому аренда постепенно уходит в подполье. Хотя ни для кого не являлось секретом, что даже при официальном заключении договора-аренды параллельно составлялся внутренний договор с арендатором, по которому определенные наличные деньги передавались директору, распределявшему их по своему усмотрению. Особенно если это касалось почасовой аренды. На самом деле очень трудно проверить, сколько помещений и в какое время используют арендаторы для своих нужд. Это была хорошая лазейка для обеих сторон.

Способ второй. Дополнительные платные услуги

В законе “Об образовании” черным по белому записано: школа может предоставлять населению дополнительные платные образовательные услуги.
Чиновники сразу смекнули свою выгоду, придумав множество преград в виде дополнительных циркуляров с подробными правилами оказания этих услуг.
Во-первых, необходима лицензия.
Во-вторых, нужен свой счет, которого у большинства школ нет, так как они входят в систему централизованной бухгалтерии.
Поэтому в наших школах платные услуги – подпольные или организованы через сеть различных подставных посреднических организаций.
Какие обычно услуги оказывают школы?
– Подготовка первоклассников к школе.
– Консультации психолога и логопеда.
– Преподавание предметов, которых нет в базисном учебном плане.
– Репетиторство.
– Подготовка в вузы.
– Иностранные языки.
Деньги за платные услуги, как правило, собирают классные руководители и через завучей сдают директору школы, который уже распределяет: за что, кому и сколько.

Способ третий. Сотрудничество школы с вузом

На первый взгляд за этим сотрудничеством нет ничего предосудительного. Школа стремится поднять свой статус, быть поближе к высшей школе. Вузы также преследуют довольно благородную цель – готовят себе потенциальных студентов. Все бы ничего, если бы опять не были замешаны деньги.
Все занятия по специальным предметам, которые ведут преподаватели вузов со школьниками 10–11 классов, платные. И плата эта довольно высока (порой не меньше, чем на подготовительных курсах). Таким образом, интерес вузов прежде всего коммерческий. Они зарабатывают деньги прямо в школе в готовых группах – без поиска клиента, без затрат на рекламу, иногда пускаясь на различные трюки, привлекая школьников выдачей студенческих билетов уже в 10 классе, значительно тем самым повышая свой рейтинг.
И за всем этим опять невидимой тенью стоит директор школы. Он главный организатор этой работы, он отрабатывает свой процент, который зависит напрямую от количества учеников, занимающихся в этих спецклассах.

Способ четвертый. Оценки в аттестате по желанию учащегося

Заканчивается учебный год, и сердобольные родители нерадивых учеников начинают обивать пороги директорских кабинетов. Их цель понятна – нужен хороший аттестат.
И если директор договаривается с родителями, в аттестате выпускника появляются другие оценки, совсем не те, что в классном журнале, и не те, что в книге выдачи аттестатов. Эту процедуру иногда проделывают даже после выдачи настоящего документа. Тем более что уже второй год аттестат подписывает один директор школы.

Способ пятый. Золотые и серебряные медали

Каждому понятно, что быть отличником по всем предметам школьного курса просто невозможно, поэтому школа выбирает подходящую кандидатуру и планомерно, начиная с 10 класса, «делает» отличника.
Классный руководитель, завуч и директор в течение двух лет отслеживают этих учеников.
И наконец, свое веское слово – быть или не быть медали? – говорит директор школы перед окончанием первого полугодия 11 класса. Его слово – закон. И вся школа, порой забыв об учебном процессе, начинает работать на эту медаль. Переписываются классные журналы, если там были помарки или нежелательные оценки, вклеиваются новые страницы, учителя школы вводятся по возможности в городские медальные комиссии. Не дай бог, если кто из учителей поставит этому дарованию нежелательную оценку.
И вот конечный этап – экзамен. Вся школа опять вокруг медалиста. Как же, а вдруг где-то произойдет сбой в системе. По возможности даже сочинение напишут за него. Ну а устные экзамены – это просто формальность.
Немудрено, что в последние годы отдельные школы представляют к награждению золотыми и серебряными медалями по 7–8 выпускников. Реально ли это?

Аттестация школы

Аттестация школы – это особая тема для разговора. При одном упоминании этого слова большинство директоров замирают с содроганием и стараются этой темы по возможности не касаться.
Когда-то школы подвергались ежегодным инспекторским и фронтальным проверкам районными отделами народного образования, и ничего в этом ужасного не было. Теперь же аттестация школы, плохо прописанная юридически, похожа больше на инквизицию.
Подготовка к аттестации дело нешуточное. Первое – это надо узнать тесты. Сделать это достаточно просто, зная технологию.
Большинство учителей, завучей и директоров сами ходят экспертами на аттестацию в школы других учебных округов. И как бы ни меняли экспертов, хоть за 15 минут до выхода на объект, а информация поступит в полном объеме. Здесь срабатывает человеческий фактор: сегодня – я, завтра – меня.
Над полученными заранее тестами школа работает, забыв про учебный процесс, ученики заучивают их наизусть. Если уж под аттестацию попали совсем слабые классы, идет негласная подмена учеников – слабых на сильных, создаются «специальные классы».И тогда при проверке ученик Петров становится Сидоровым и наоборот.
Но самая трудная роль во всей этой процедуре, на мой взгляд, отведена директору школы, который должен всячески отвлекать пришедших на проверку экспертов, ублажать их. Это и роскошные обеды, и дорогие подарки, и даже конверты.
Чаще всего эксперты разрешают учителю присутствовать в процессе тестирования, даже исправлять некоторые ошибки, допущенные учениками в тестах, они, как правило, специально не замечают подставных детей. Но самое ужасное во всем этом спектакле (по-другому это просто не назовешь), что в нем участвуют не только взрослые, но и наши дети, которые очень хорошо видят ложь старших...
Может быть, моя статья покажется вам злой и жестокой, кому-то неправдоподобной, кто-то увидит в ней сарказм. Но уверяю вас, это только часть того, что существует в школах. Действующие школьные директора рассказали бы намного больше и интереснее, но не расскажут. Надо жить, надо выживать, надо зарабатывать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru