Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Светская бурса

При слове “семинария” или же “бурса” (что практически одно и то же) обычно представляется какое-то подобие монастыря, но только для детей. Жизнь, с детства подчиненная церковному уставу – ни пошалить, ни попрыгать, ни песенку спеть.
Возможно, где-то так оно и было. Но уж во всяком случае не в Вологде. Здесь семинария слыла одним из самых увлекательных учреждений.

В “Исторических и топографических известиях”, составленных неким А. А. Засецким еще в 1782 году, в разделе “О публичных увеселениях” значатся всего-навсего три развлечения:
“1) Летом бывают езды по реке на шлюбках и лотках больших, в верьх до Прилуцкаго монастыря, а в низ до села Турундаева и далее.
2) Зимою при городе по реке ж санями на бегунах взапуски.
3) Меж тем от Семинарии по вечерам бывают иногда театральные моралистические представления”.
Таким образом семинария была замечена в лицедействе – занятии с духовной точки зрения сомнительном.
К началу ХХ века исполнительская слава городских семинаристов лишь усилилась. Особой популярностью при этом пользовались музыкальные концерты на воде. Семинаристы рассаживались по трем лодкам (в одной – духовой оркестр, а в двух других – вокалисты) и отправлялись в плавание по речке Вологде. В основном они радовали своих слушателей классическим репертуаром – вальсами, маршами, фрагментами патриотических опер (“Жизнь за царя”, например). Однако иной раз, под настроение, могли разразиться чем-нибудь вроде “Как вышел из ковчега Ной и видит Бога пред собой”.
Впрочем, семинарские досуги вообще отличались явственным налетом светской жизни. Один бурсак, некто Евгений Грязнов, вспоминал: “Свободные часы… ученик посвящал доступным развлечениям в сообществе сверстников своих, устраивая импровизированные игры где-нибудь около квартиры; в летнее время играли в бабки, в лапту, где находилось свободное место для беганья, а школьники постарше возрастом ходили своими партиями за город, где свободнее было разбежаться”.
А еще более старшие семинаристы позволяли себе поведение, совсем далекое от благочинных идеалов. По свидетельству того же автора, “франтоватые семинаристы старших классов во время летних прогулок щеголяли с тросточками… Немногие щеголи старшего класса в парадных случаях появлялись даже в цилиндрах… Между семинаристами, моими сверстниками, куренье было-таки довольно распространено… Другой нашей забавой, правда, не частой и случайной, бывали посещения трактирных заведений… Нельзя замолчать и того, что в исключительно редких случаях появлялась и водка на столе в товарищеской домашней нашей компании”.
Не говоря уж о таких невинных развлечениях, как танцы, хороводы, посещение театра и так далее.
Толерантность семинарской профессуры с удивлением отметил Михаил Погодин: “Был в семинарии… Взглянул мимоходом на лавки, на коих ученики вырезали церкви, херувимов, стихи и проч. Провожатый профессор заметил: “Это ребятишки воплощают свои идеи”.
Не удивляет, что среди выпускников этого заведения попадались личности, преуспевшие на поприщах, весьма далеких от Закона Божия. К примеру, знаменитый доктор Матвей Яковлевич Мудров, вошедший не только в историю, но даже в литературу (он лечил в “Войне и мире” Наташу Ростову).
После революции бурсу конечно же закрыли. Здесь разместился рабфак, затем облисполком. Но самый яркий из периодов истории этого здания пришелся именно на семинарскую эпоху.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru