Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ОТ УЧЕНИКА К ЛИЧНОСТИ 

Татьяна КОВАЛЕВА

«Открытая школа и развитие личности ученика: тьюторское сопровождение»

Московский Дом учителя. 31 августа. Голубая гостиная 12.45 – 14.15

Доктор педагогических наук Татьяна Ковалева, возглавляющая томский “Центр образовательных технологий”, заявленную тему “Открытое школа и развитие личности ученика: тьюторское сопровождение” выстроила как опыт мозгового штурма.

Татьяна КОВАЛЕВА “Центр образовательных технологий”, где вместе с Татьяной Ковалевой работают Наталья Рыбалкина и Татьяна Новожилова, также участвовавшие в занятии, концентрирует внимание на развитии открытого образования. Но есть ли у нас четкое понимание, что это такое?
– Сегодня эта метафора – “открытое образование” – встречается очень часто. Если некая метафора вброшена в образовательный оборот и не забывается, значит, она ловит важную составляющую реальности и в перспективе из метафоры превратится в понятие – так начала свое выступление Татьяна Ковалева и предложила собравшимся провести первый этап работы секции как “круглый стол”: – Сложить наши интуитивные представления о том, что же такое открытое образование, и попытаться вывести его парадигму. Это будет первый шаг, за которым мы сделаем два следующих: попытаемся установить критерии, которые дадут возможность понять, действуем ли мы сами в логике открытого образования, и представим коллегам одну из технологий, разрабатываемых центром.
Интеллектуальный штурм смысла “открытого образования” вызвал горячий интерес. Посыпались определения, начались столкновения мнений и острая полемика.
Открытое образование можно представить себе по аналогии с открытым обществом. Открытое общество противостоит “железному занавесу”, открытое образование противостоит авторитарному.
– Открытое образование предполагает открытость информационного поля, толерантность и плюрализм.
– Именно! Но при этом школа, как и открытое общество, оказывается открытой еще и наркотикам, криминалу, потребительской психологии.
– Открытое образование – это прежде всего установка на самообразование, на то, чтобы “учиться всегда!”
– Школа воспитывает человека как функцию для социума, в ней не может быть открытого образования.
– Пока школа считалась закрытой, в ней не было вооруженной охраны. А теперь мы твердим об открытом образовании, а у двери сидит охранник в камуфляже.

Острая фаза столкновения крайних мнений сменилась поиском разумного компромисса.
Да, открытый мир – это не только благо, но и вызов, с которым нужно уметь справляться. Задача в том, чтобы при максимальной открытости исключить ее негативные моменты и развить положительные. Если традиционно школа дает фундамент знаний, то открытое образование учить жить и учиться в меняющемся мире. Традиционно школа транслирует знания, ученик их принимает, а открытое образование ставит ребенка в активную позицию.
– На самом деле, – продолжает Татьяна Ковалева, – самообразование может выглядеть как возможность самому человеку в разных местах получать то, что ему нужно и сколько нужно. В ситуации открытого образования человек может выбирать носителя информации, но от этого же носителя информации он получает представление о том уровне, на котором находятся его знания, и о том уровне, который ему на самом деле необходим, чтобы достичь того, чего он хочет. Это уже не учительская, а тьюторская позиция, позиция человека, который вместе с учеником проясняет его потребности и возможности, выстраивает личную образовательную траекторию. Это и есть открытое образование.
Самые большие нападки на открытое образование связаны с опасениями утраты чувства определенности и безопасности – как же открывать информационное поле, если в нем столько откровенного зла? Но это же иллюзия, что в современных обстоятельствах кто-то сможет что-то реально закрывать! Если дети знают языки, от них не спрячешь порнографические журналы, они все равно их прочитают по-английски, все равно залезут на запрещенные сайты Интернета – хотя бы из спортивного интереса. Значит, дело не в том, чтобы что-то закрыть, а в том, чтобы профессионально, педагогически действовать в условиях предельной открытости и уметь противостоять имеющимся опасностям.

Татьяна Ковалева привлекает внимание собравшихся к образовательной технологии – очень старой, с одной стороны, идущей по крайней мере из XII века, а с другой – полностью укладывающейся в критерии открытого образования. Это тьюторство.
– Тьютор – равномощная учителю, профессору культурная позиция: преподаватель передает знания, тьютор работает с образовательной средой. Наш центр разработал технологию тьюторского сопровождения образовательного туризма. Не претендуя на школьное время, мы занимаем каникулярную нишу. Сегодня во всем мире возникло понятие свободное рабочее время, то есть такое, когда человек развивает свой потенциал, расширяет знания, свободно узнает новое. Педагогический туризм – древнейшая традиция: путешествие “в чужие краи” издревле было обязательным элементом образования. Оно может быть понято как путешествие в поисках себя, как духовное странствие.
Конечно, участники не могли не задать сугубо бытовой, но неизбежный вопрос: а откуда семья ученика возьмет средства на путешествия “в чужие краи”?
Но суть педагогического туризма не в поездке в Париж, хотя это прекрасно, и обыкновенный туризм “поглазеть” понемногу начинает уступать позиции целенаправленному познавательному туризму. Путешествие может быть на соседнюю улицу, в ближайшую библиотеку, в музей, на завод, к родителям на работу... Да куда угодно! Суть в том, чтобы встретились “вечные вопросы”, которые всегда задавали себе и на которые всегда отвечали люди разных эпох и стран, и личный вопрос ребенка.
А тьютор – тот, кто помогает встрече.
Тьюторское сопровождение образовательного туризма исходит из двух постулатов, к которым всей душой хочется присоединиться. Первый: каждому ребенку что-то любопытно узнать, у самого безалаберного двоечника есть свой интерес, на котором его можно педагогически зацепить. Второе: любопытство, простодушный, “натуральный” вопрос ребенка можно довести до уровня культурного вопрошания.
А педагог-тьютор поможет ученику организовать экспедицию – реальную или виртуальную – для ответа на заинтересовавший его вопрос.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru