Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ОТ УЧЕНИКА К ЛИЧНОСТИ 

Милослав БАЛАБАН

«От ученика к личности через парк-студию»

Московский Дом учителя. 30 августа. Голубая гостиная 12.00 – 13.30

В голубой гостиной собрались те, кто хотел рассказать и услышать о парк-школе. Поскольку обязательное условие открытой студии – не только взаимный интерес, но и активность как учителя, так и учеников, Милослав Балабан попытался расшевелить аудиторию и спровоцировать вопросы учителей. Объявив вначале, что его выступление продлится не больше пятнадцати минут, а все остальное время займут ответы на вопросы, он начал вполне академическую лекцию на тему “От ученика к личности” на материале истории педагогики, время от времени напоминая, что в любой момент готов прерваться, если возникнут вопросы. Учителя – народ дисциплинированный, слушали почти час и только тогда поняли, что, если не зададут вопросов, так и не узнают, что же такое, собственно, парк-школа. Тут-то и началось настоящее образование: споры, возражения, вопросы, на которые отвечал уже не только Милослав Балабан, но и учителя, на практике знакомые с парковой педагогикой.

Милослав БАЛАБАН Милослав Балабан. В мастерской школы-парка дверь всегда должна быть открытой. Ученик вправе сам решать, к какому учителю он пойдет, и имеет право в любой момент встать и выйти, если ему неинтересно. Ребенок может пойти на урок, ориентируясь на свои учебные интересы, манеру учителя вести урок или просто за компанию с одноклассниками. Он может прийти в студию, не зная ничего по этому предмету, с просьбой научить. Тогда кто-нибудь из ребят, хорошо разбирающихся в этой теме, подойдет и объяснит.
При такой системе образования появляется возможность движения от ученика к личности.
Ученик на протяжении последних трехсот лет был послушником. Со времен Яна Амоса Коменского школьная система была направлена на подавление воли ученика. И прообразом этой школы стала мельница – ее создатель был сыном мельника. Учеников – разных по возрасту, способностям, темпераменту – набирали в первый класс для обработки школьными жерновами. В конце года отсеивали хорошо “перемолотых”, а остальных отправляли на повторную переработку – на второй год. А главным достоинством ученика было полное подчинение учителю, выполнение его распоряжений.
Однако, вернувшись после школы в семью, такой ученик не мог найти своего места в рыночной системе, был не в состоянии завести свое дело – он умел только подчиняться. Поэтому выпускники школы Коменского были обречены на то, чтобы становиться пролетариями. А европейская экономика стала строиться на наемном труде.
Нынешняя функция школы – присмотр за детьми, а совсем не образование. Еще Лев Толстой, беседуя со школьниками, на глазок определил, что усваивают они всего около десяти процентов изученной программы. В наше время исследования Института Гэллапа подтвердили оценку Толстого: нынешние школьники, как и сто лет назад, владеют лишь десятой частью пройденного материала.
Это защитная реакция детского организма. Школьников спасает только счастливая возможность забывать лишнее, ненужное, случайное.
Для того чтобы вернуть детям возможность оставаться личностями, нужно вспомнить образовательные системы, существовавшие до Коменского. У Платона была открытая студия. “Школа” произошла от древнегреческого слова, обозначающего досуг.
А вот педагогом изначально называли раба, ведущего мальчика в школу. И в России дворянских детей воспитывали крепостные. Они по рождению были вне социального класса, который обслуживали. Отголоски этого можно и сейчас найти в школе: даже хороший учитель остается рабом классно-урочной системы. Он делает в классе то, что считает нужным, а в журнале пишет то, что положено.
Тут зал просто закипел от вопросов и педагогических страстей:
– Если ребенок выбирает предметы, не согласуясь ни с каким учебным планом, он же может пропустить очень много или вообще не ходить на какой-нибудь предмет. Что будет делать ученик, придя впервые ко мне на химию в десятый класс, если он до этого о химии вообще не слышал?
На этот вопрос Милославу Александровичу даже не пришлось отвечать, потому что тут же последовала реплика из зала:
– А вы в самом деле думаете, что это вы научили отличника химии? Если ребенок талантлив в какой-то области, “родился для этого”, он практически сам осваивает предмет. А если не лежит у него душа, хоть десяток учителей приставьте – отличника из него не получится.
– И все-таки, пришли ко мне двадцать человек, да еще разного возраста, один не знает одного, другой другого – как их учить?
М.Б. Вот и хорошо, что у них разные знания. Те, кто постарше, объяснят младшим темы, которые сами хорошо понимают. А я, учитель, организую эту работу и займусь с кем-нибудь одним. Причем займусь тем вопросом, который именно ему интересен.
– Но при таком хаотичном обучении у детей не будет никакой привычки к дисциплине и планомерной работе.
М.Б. Мой внук проучился в парк-школе с пятого по девятый класс. Он и его одноклассники не похожи на обычных школьников – на первый взгляд производят впечатление хамоватых подростков. Но это не хамство, а независимость характера, проявление личности.
– Когда ученики из парк-школы переходят в обычный десятый класс, как они перестраиваются на обычную учебу?
М.Б. Для них это довольно сложно и непривычно: обязательные предметы, контрольные...
– Но как же без контрольных оценить знания и выдать аттестат?
М.Б. И не нужен никакой аттестат, никакие оценки. Было бы гораздо лучше, если бы у каждого ученика был портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Это и было бы документом об образовании, если бы у каждого учителя была личная печать, как у врачей.
Такие вопиющие несоответствия с привычным образом школы заставили и самих учителей забыть о дисциплине – заговорили недоуменно и возмущенно все разом:
– Но ведь дети выйдут из школы неучами!
– А может быть, пора посмотреть на школу и вуз как на средство для достижения целей: быть здоровым, счастливым, творческим, быть действующим лицом – быть личностью. И не надо бояться парк-школы. Это же не изобретение колеса: так учат в системе дополнительного образования, и в нем дети счастливы. А школу ненавидят... Может, пора спросить себя, почему?
Споры разгорелись нешуточные, и казалось, что активных противников парковой педагогики гораздо больше, чем сторонников. Но, читая ваши отзывы, мы поняли, что среди сегодняшних оппонентов, возможно, были и будущие сторонники парк-школы:
“С неизбежностью жду появления массовых всходов идеи школы-парка: у меня самой за три года участия в чтениях эта идея прошла путь от удивления и сомнения до желания участвовать в ее реализации – как учителя и родителя”.
“У нас, сторонников парк-школы, и тех, кто занимается домашним образованием, много единомышленников. Но много и оппонентов, а это значит – мы есть и на верном пути”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru