Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Виктор ШАТАЛОВ

«Леммы и теоремы педагогики»

Московский Дом учителя. 30 августа. Малый зал 11.00 – 12.30

Виктор Федорович Шаталов приехал на чтения, проведя бессонную ночь в дороге. Но усталость нисколько не была заметна в движениях и речи человека, который, как и обычно, увлек аудиторию своей парадоксальной, образной, но и математически точно выверенной речью. В течение многих лет ведется спор: искусство это или наука – педагогика. Мы соглашаемся с одними авторами и готовы возразить другим, пытаясь найти единую точку отсчета. Где она лежит? Быть может, во взгляде учителя на ребенка? В понимании, что такое школа? Виктор Федорович ведет свой отсчет от самого учителя, от сути педагогической профессии, которая – вечный поиск и сомнение. Учитель сомневается и ищет, чтобы помочь ученику освоить премудрости знания.

Виктор Федорович Шаталов– Вот мы говорим: обучать творчеству, создавать на уроке творческую обстановку. Здесь мы обязаны спросить себя, знаем ли сами муки творца, процесс творчества. Ведь разговор о творчестве без творчески мыслящего учителя повисает в воздухе.
Сколько раз приходится слышать: вот учителя-новаторы. Они пишут, выступают. А мы что? Мы годовой план составим, поурочный напишем, тетради проверим, от администрации отбояримся. Они особые, а мы нет. Так вот, все это неправда.
Неэкспериментирующего учителя в природе не существует! Это педагогическая лемма. Это основа всех других положений и теорем, которые мы могли бы доказывать в педагогике.
Представьте, что вы готовитесь к завтрашнему уроку. Вы изучаете книги, подбираете и решаете задачи. Вы становитесь исследователем в предмете.
А когда вы пришли на урок?
Пятьдесят с лишним лет я отдал школе. Я знаю, что семилетние дети могут доказывать теоремы, решать сложнейшие задачи. Но я говорю: я до сих пор не знаю, когда начинается ученик. Один взрывается в четвертом классе и добивается все новых успехов. Второй испытывает то взлеты, то падения. На третьего тратишь год за годом и становишься свидетелем только первых слабых ростков. Четвертый, пятый… Это бесконечное поле поиска и исследования.
После урока возвращаемся к составленному плану, сравниваем его с тем, что реально происходило, видим все свои просчеты, делаем выводы. Мы сами себе и критики, и восхвалители. И с каждым следующим уроком становимся все опытнее и мудрее.
А ведь этот путь познания в науке называется экспериментированием, методом проб и ошибок.
Кто из вас не вел такого эксперимента? Вы его ведете каждый день. Едва переступив порог школы, вы становитесь экспериментатором. Один идет глубже и дальше. Другой решает мелкие экспериментальные задачи, но, повторяю, вы всю жизнь с детьми и у вас никогда даже подряд не было двух одинаковых уроков. Вот мы и доказали, что неэкспериментирующего учителя в природе не существует.
А следующий вопрос, на который следует отвечать: как стать настоящим экспериментатором, как подняться на уровень тех, кого мы считаем талантливыми учителями?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru