Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Информация

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

Автопортрет на первой полосе,

или
Что бы мы сказали о самих себе...
если бы нас спросили

...И до сих пор первое впечатление от нашей газеты – недоумение.
Так газету не делают, так она выглядеть не должна.
«Первое сентября» – странная газета.
Пишет не о том, о чем пишут все, и не тогда, когда это уместно. Даже на школьные темы рассуждает вовсе не про то, про что любят поговорить.
Газета получается и не научная, и не официальная, и не альтернативная, и не элитная, и не массовая...
Гордиться этим было бы странно. Скорее уж наоборот.
Но так, похоже, и было задумано.
Соловейчик десять лет назад мечтал создать газету не образцовую, не лучшую, а газету именно для такого учителя, который несмотря ни на что и непонятно почему продолжает вдохновенно работать с детьми.
А для этого нужно было, чтобы природа школьной газеты отвечала природе школы. Где главное – это необязательное.
И видимо, подбирал он в «Первое сентября» таких людей, которые готовы были смириться с тем, что с обязательным и общепринятым у нас будет хуже, чем у прочих, но будет иногда возникать что-то, возвышающее душу, дающее надежду, отражающее не только правду факта, но и правду смысла.
Конечно, и газета, и школа живут далеко не только импровизациями. Есть свои ритмы, сроки, каноны, повторяющиеся элементы и лейтмотивы. Все-таки именно устойчивость позволяет сохранять узнаваемую и ожидаемую интонацию, вселяет некоторое спокойствие и освобождает ум и руки.
Но нам кажется, что в газете, как и в школе, ритуальное, рутинное, четко предсказуемое – это то, что должно быть фоном, а не содержанием, опорой, а не целью.
И газета движется во многом тематически свободным отражением личных встреч, впечатлений и открытий. Будто учитель входит с утра в класс и восклицает: «А вы представляете, что я вчера узнал!»
Здесь скрыто и свое неразрешимое противоречие. Ведь общение общением, но без делового начала оно тоже начинает выхолащиваться. И мы нередко ощущаем, что газета соскальзывает в разговоры вообще вместо серьезного диалога с учителем по наиболее значимым сегодня для него темам. Но потом что-то вновь удается…

Может быть, нас выручает вера в обычного российского учителя и обычную школу. В то время когда нормой становятся публичные рассуждения о том, что «учителя в массе своей ни на что не способны, кроме как выполнять инструкции и учебные планы; только об этом они и мечтают».
А мы встречаемся с тысячами учителей из самых разных по характеру и местоположению школ, – и нам почему-то все время попадаются удивительно интересные и талантливые люди.

Впрочем, как люди к школе относятся – в ту сторону школа и меняется.
Соловейчик когда-то так писал об учительском отношении к детям: «Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным. Воспитание, повторим, это питание правдой, развитие совести, побуждение жить по совести. Как же воспитывать, если считать, что совести нет?
Тем и различаются между собой педагоги. Одни убеждены в том, что у каждого ребенка есть совесть. Другие пытаются изобрести такие формы воспитания, чтобы можно было обойтись без совести – без совести воспитанника и без совести воспитателя. «Совесть» кажется им чем-то ненадежным, потому что она появляется в ребенке без нас и не поддается контролю и подчинению».
Во многом схоже различаются и люди по их отношению к школе.
Мы верим в школу и не собираемся ее обличать.
Не потому, что в нас сидит некое воспитательное окаянство по отношению к ней. Просто, кто мы такие, чтобы поучать учителя?
Нам не очень интересны проблемы властвования. Но и уклониться от этих проблем не получается. Особенно во времена, когда у интеллектуально-административной элиты появилось непреодолимое желание приказывать школе, куда и как ей двигаться, подо что равняться – хоть кому-то надо пытаться держать оборону.
Мы то и дело узнаем – из встреч или из писем, – что исчезает еще одна знакомая нам (или знающая нас) школа: то в порядке «реструктуризаций», то не выдержав нарастающий прессинг проверок и запретов.
И мы чувствуем, какие мы плохие организаторы, плохие защитники. Школа, наверное, достойна лучшей газеты.
У нас не получается помочь школе во всем, в чем нужно помочь; и не всегда мы умеем достаточно глубоко и дельно обсуждать все, что обсуждать необходимо.
Но мы постараемся по-прежнему быть близкими школе и единодушными с ней.

“ПС”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru