ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Автопортрет на первой полосе,
или
Что бы мы сказали о самих себе...
если бы нас спросили
...И до сих пор первое впечатление от
нашей газеты – недоумение.
Так газету не делают, так она выглядеть не должна.
«Первое сентября» – странная газета.
Пишет не о том, о чем пишут все, и не тогда, когда
это уместно. Даже на школьные темы рассуждает
вовсе не про то, про что любят поговорить.
Газета получается и не научная, и не официальная,
и не альтернативная, и не элитная, и не массовая...
Гордиться этим было бы странно. Скорее уж
наоборот.
Но так, похоже, и было задумано.
Соловейчик десять лет назад мечтал создать
газету не образцовую, не лучшую, а газету именно
для такого учителя, который несмотря ни на что и
непонятно почему продолжает вдохновенно
работать с детьми.
А для этого нужно было, чтобы природа школьной
газеты отвечала природе школы. Где главное – это
необязательное.
И видимо, подбирал он в «Первое сентября» таких
людей, которые готовы были смириться с тем, что с
обязательным и общепринятым у нас будет хуже, чем
у прочих, но будет иногда возникать что-то,
возвышающее душу, дающее надежду, отражающее не
только правду факта, но и правду смысла.
Конечно, и газета, и школа живут далеко не только
импровизациями. Есть свои ритмы, сроки, каноны,
повторяющиеся элементы и лейтмотивы. Все-таки
именно устойчивость позволяет сохранять
узнаваемую и ожидаемую интонацию, вселяет
некоторое спокойствие и освобождает ум и руки.
Но нам кажется, что в газете, как и в школе,
ритуальное, рутинное, четко предсказуемое – это
то, что должно быть фоном, а не содержанием,
опорой, а не целью.
И газета движется во многом тематически
свободным отражением личных встреч, впечатлений
и открытий. Будто учитель входит с утра в класс и
восклицает: «А вы представляете, что я вчера
узнал!»
Здесь скрыто и свое неразрешимое противоречие.
Ведь общение общением, но без делового начала оно
тоже начинает выхолащиваться. И мы нередко
ощущаем, что газета соскальзывает в разговоры
вообще вместо серьезного диалога с учителем по
наиболее значимым сегодня для него темам. Но
потом что-то вновь удается…
Может быть, нас выручает вера в обычного
российского учителя и обычную школу. В то время
когда нормой становятся публичные рассуждения о
том, что «учителя в массе своей ни на что не
способны, кроме как выполнять инструкции и
учебные планы; только об этом они и мечтают».
А мы встречаемся с тысячами учителей из самых
разных по характеру и местоположению школ, – и
нам почему-то все время попадаются удивительно
интересные и талантливые люди.
Впрочем, как люди к школе относятся – в ту
сторону школа и меняется.
Соловейчик когда-то так писал об учительском
отношении к детям: «Если мы будем исходить из
того, что у ребенка, который рядом с нами, нет
совести, то воспитание станет невозможным.
Воспитание, повторим, это питание правдой,
развитие совести, побуждение жить по совести. Как
же воспитывать, если считать, что совести нет?
Тем и различаются между собой педагоги. Одни
убеждены в том, что у каждого ребенка есть
совесть. Другие пытаются изобрести такие формы
воспитания, чтобы можно было обойтись без
совести – без совести воспитанника и без совести
воспитателя. «Совесть» кажется им чем-то
ненадежным, потому что она появляется в ребенке
без нас и не поддается контролю и подчинению».
Во многом схоже различаются и люди по их
отношению к школе.
Мы верим в школу и не собираемся ее обличать.
Не потому, что в нас сидит некое воспитательное
окаянство по отношению к ней. Просто, кто мы
такие, чтобы поучать учителя?
Нам не очень интересны проблемы властвования. Но
и уклониться от этих проблем не получается.
Особенно во времена, когда у
интеллектуально-административной элиты
появилось непреодолимое желание приказывать
школе, куда и как ей двигаться, подо что равняться
– хоть кому-то надо пытаться держать оборону.
Мы то и дело узнаем – из встреч или из писем, –
что исчезает еще одна знакомая нам (или знающая
нас) школа: то в порядке «реструктуризаций», то не
выдержав нарастающий прессинг проверок и
запретов.
И мы чувствуем, какие мы плохие организаторы,
плохие защитники. Школа, наверное, достойна
лучшей газеты.
У нас не получается помочь школе во всем, в чем
нужно помочь; и не всегда мы умеем достаточно
глубоко и дельно обсуждать все, что обсуждать
необходимо.
Но мы постараемся по-прежнему быть близкими
школе и единодушными с ней.
“ПС”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|