Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Кирилл ЕФРЕМОВ

Человек-волк

Термины «зомбификация», «неозомби» ассоциируются со способностью слепо выполнять чужую волю, тупой одержимостью. С жестокостью и кровавыми преступлениями.
С какой-то мистической неуязвимостью.
Сколько триллеров создано о них – одна сотня, две?
Ну а если без фантастики?

Оказывается, еще недавно оборотничество и воинственная одержимость были вполне распространенным явлением. Об этом рассказывает профессор И.Л.Андреев в статье «Тамтам сзывает посвященных» («Вопросы философии», № 6 за 2000 год). В качестве примера он использует общество Западной Африки, где помимо институтов официальной власти большое влияние имеют старейшины. Они распоряжаются не только умами, но и деньгами своих соплеменников. Немалая часть этих средств идет на оплату образования молодых и перспективных членов племени, чтобы затем пристроить их в структуры власти или бизнеса в качестве «своих» людей. Еще часть средств поддерживает работу воинственных союзов, задача которых – устранять противников и устрашать население.
Старейшина руководит обучением молодежи в особых лагерях, где помимо военной подготовки неофиты учатся беспрекословному подчинению воле старших и проходят обряд инициации – допуск в «союз посвященных».
Что случится с тем, кто не выполнит волю союза? Его ждет изгнание из общества или физическая расправа. Обычно это не простое убийство, а символическое жертвоприношение. В ход идет цепь, замаскированная «под хвост», острые крючья-когти, надетые на руки, а то и собственные зубы. Когда изуродованное тело найдут, полицейские придут к заключению, что, судя по повреждениям, это «дело зубов» леопарда...
Когда Африка «вышла из берегов», паутина ее тайных союзов распространилась по всему миру. В конце 1990-х выходцы из Западной Африки заявили о себе громкими преступлениями, опустошая банковские счета с помощью виртуозных компьютерных операций... Впрочем, Африка – лишь пример, иллюстрация. Подобных «страшных историй» можно рассказать сколько угодно. Поговорим лучше об общих сторонах явления.

Как же получить из человека «человека-волка»? Пожалуй, проще сказать, что препятствует его появлению – это всевозможные «блага цивилизации». Особенно важную роль играет настойчивое воспитание «общечеловеческих ценностей» и обогащение информационной среды. Обычно склонные к «зомбификации» люди выросли, недополучив этих богатств.
А на пользу «человеку-волку» идет война. Люди гражданские, не изучавшие и не применявшие искусство убивать, в качестве «оборотней» не годятся. Для обучения же испокон веку использовались военизированные лагеря. Среди законов такого коллектива обязательно условие – оторванность от семьи. Человек должен забыть старых родственников и приобрести новых. Ибо он попал в «семью зверя», спаянную мистическим родством. Его родителем становится мифический образ, животное-тотем. Задача посвященного – походить на нового родителя. Оборотни везде свои: пауки, лисы, ягуары. В Азии сохранились тотемические отголоски военно-мистических союзов – это школы восточных единоборств, основанные на подражании животным: тигру, обезьяне, змее, дракону..
Что касается Европы, то здесь символом-тотемом чаще всего выступали волк и медведь. Кстати, особая форма одержимости, наблюдаемая у бывших военных, названа европейскими психиатрами ликантропией (буквально «волкочеловечие»). В старые времена в Европе были распространены тайные «общества волка» . Совершая карательные обряды, европейские «зверолюбы» использовали маски, костюмы и театральные приемы не менее творчески, чем африканцы. Разумеется, предпочитали появляться в полнолуние, иначе костюм и выступление не разглядят и не оценят. Стоит ли говорить, какое впечатление производила работа тайных союзов на суеверных простолюдинов, боявшихся каждого кустика. А вот служители власти, церковники были не из пугливых. Укрепляя свое влияние, они устроили настоящую «охоту на оборотней». Шла нешуточная борьба центральной христианской власти против местных языческих союзов. Последние проиграли. Поэтому в поздних преданиях уже изображаются не члены могущественного союза друидов или берендеев, а дряхлые колдуны, сокрытые в лесах и болотах, сторонящиеся людей, а главное – индивидуалы, «сами по себе».

Тайный союз индивидуализма не приемлет. Здесь требуется полное подчинение, слияние с коллективом. Для того и надеваются маски, капюшоны, доспехи ниндзя, колпаки ку-клукс-клана – чтобы добиться не столько невидимости и метаморфозы, сколько обезличивания.
Соответственно и «курс молодого бойца», который проходит неофит, в немалой степени является «курсом обезличивания». Даже если брать примеры, далекие от африканских джунглей или подземелий мистических орденов. Возьмем… обычный армейский призыв. Один из первых шагов – лишение сокровенного. На медосмотре, извините за подробность, неофиту велят раздвинуть ягодицы и оттянуть крайнюю плоть. Открывшиеся взору анатомические образования ничуть не более нелепы, чем зуб или ухо. Однако с древних времен они символизируют магическую индивидуальность и посему укрываются от глаз (иначе «сглазят») как нечто «неприглядное».
Следующий шаг – лишение собственной внешности: новобранца стригут наголо и облекают в униформу. Обезличиванию также подвергаются занятия, права и желания (даже по мере возможности чувства и мысли) – они должны сделаться «как у всех». Обезличивается индивидуальное время, ритм жизни. В результате достигается основная цель, ради которой организована срочная служба: сотворить солдата, способного вопреки личным побуждениям отнимать чужую жизнь и отдавать свою.
Ритм… Для создания «человека-волка» это крайне важно! Нужны долгие часы ритмических занятий. Будь то строевая подготовка, бормотание мантр, отбивание поклонов. А еще ритм задает гром африканских тамтамов, которому теперь подчиняется весь мир! Ведь именно его использовали черные музыканты для создания гипнотической поп-музыки. Были чинные слушатели – стала визжащая масса, стадионы, заполненные экстазом! О, я это помню… Сбивались в стаи. Надевали цепи и лезвия, майки с черепами и оскаленными волкодлаками. И я когда-то бряцал цепями и вопил с толпой: «Мы вместе!!» Что заставляло? Необъяснимая глупость? Скорее причина более серьезная – голос тамтама, что «сзывает посвященных».
Где еще слышится ритм, создающий почву для тайного союза? В неистовом скандировании футбольных фанатов. В овациях. В демонстрациях и уличных беспорядках. В гипнотическом пульсе телевидения. Так вот откуда обезличивание, омассовление да глобальная зомбификация…

Впрочем, братство фанатов – это еще далеко не тайный военно-мистический союз. Многое еще необходимо. Вначале следует подготовить почву: разрушить нормальную, «гражданскую» психику, сместить «точку сборки». Унижения, крик, побои, оскорбления, боль, страх – годится все.
А чтобы испытания не казались тщетными, их венчает переход на очередную ступень совершенства. Это вовлекает человека в тенета символических (или, если хотите, иллюзорных) достижений: сдав экзамен, я становлюсь на голову выше себя предшествующего. И выше других: «Я набрал пятьсот очков, а ты только двести». У австралийских аборигенов те, кто выдержал тяготы инициации, получают счастье… побывать на священной поляне и лицезреть деревянные дощечки (чуринги), которые гудят, если их вертеть на шнурке…
Наконец, психоактивные вещества. Только вещество способно сделать из юного обывателя настоящего «человека-волка», расшатать психику, чтобы переписать заново «скрижали памяти». Оно обезболивает ритуальные ранения, изменяет мировоззрение и создает чувство сопричастности. А пристрастие связывает по рукам и ногам. Обряды инициации обязательно сопровождаются одурманиванием. Проглотил фунт кактусов – и отправился за Дон Хуаном в таинственный Икстлан. Без вещества нет эзотерических откровений и ослепших от ярости воинов-берсеркеров.

Не стоит наделять «людей-волков» и демоническими качествами: это не сказочные дракулы, а обычные люди. Тайные общества вообще возникают в любой группе, едва она выходит за рамки природного социума – большой семьи. Возьмите, скажем, сорок школьников и поместите их в летний лагерь. По истечении двух месяцев откройте (задержав дыхание) крышку: внутри непременно окажется какое-нибудь «тайное общество». Пальцы не совать – могут отгрызть. (Подобная ситуация показана У.Голдингом в книге «Повелитель мух».)
Тайные общества нельзя истребить – они существуют в самой плоти общества. Можно лишь ограничивать их рост, зная, каковы «ростовые факторы». Уничтожать же отдельных «террористов», проводя «зачистку территории», довольно бессмысленно – все признают, что от этого число «людей-волков» не убывает, а может, даже растет. Ибо это обычные люди, способные в силу обстоятельств обернуться зверем.

Печатается в сокращении.
Журнал «Знание – сила»

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru